Паломничество - это...
ПАЛОМНИЧЕСТВО — посещение верующими Святых мест, основанное на веровании, что молитва более действительна в определенных местностях, имеющих то или иное отношение к Божеству.
Как отмечается в богословской литературе, П. были свойственны уже народам классического мира. Греки и римляне предпринимали путешествия к отдаленным храмам, германцы приходили к священным рощам. Иудеи в великие праздники ежегодно странствовали в Иерусалим. В христианском мире П. в страну, где совершались божественные деяния Спасителя, вошли в обыкновение с 4 в., главным образом под влиянием примера св. Елены, путешествие которой к Св. местам привело к Воздвижению Креста Господня. Уже в 4 в. появились путеводители к Св. Земле (Бордосский путник, 333) и описания П. В конце 4 в. Отцы Церкви — Григорий Нисский, например, — из соображений нравственного свойства ополчились против увлечения П., но вскоре оно было признано Церковью делом богоугодным.
Крестовые походы, по существу, были грандиозным, массовым П. Западная Церковь различала великое и малое П. К первому кроме П. к Святому Гробу относили и путешествия в Рим, Компостелу и Лорето, под вторым разумели посещение местных отечественных святынь. То или другое П. Церковь стала налагать как епитимию, а с 13 в. и светские суды Западной Европы стали приговаривать к П. убийц; впрочем в 14—15 вв. светские суды отказались от наложения большого П., ограничиваясь малым, но зато неоднократным. Постепенно стали допускаться дальнейшие смягчения: знатный господин мог себя заменить слугой или наемником. Образовались даже светские цехи профессиональных наемных паломников, которые вскоре сильно размножились, так как этот своеобразный промысел оказался весьма прибыльным. П. особенно усилилось в 14 в., когда выяснилось, что мусульманские власти относятся к христианским паломникам дружелюбно, взимая с них лишь известную подать, а оживленные торговые связи Венеции в Средиземном море доставляли возможность в 6—8 месяцев совершить П., которое до тех пор считалось предприятием весьма продолжительным и крайне опасным. Чтобы предпринять П., требовалось предварительное разрешение духовных властей, которое в конце 15 в. давалось под условием платежа известной пошлины в пользу папы. Пунктом отправления служила Венеция (впоследствии — и Марсель), где паломники запасались путеводителем (известнейший из них относится к 1491), отпускали бороду и облачались в паломническую одежду — коричневый или серый плащ, греческую шляпу с весьма широкими полями, обыкновенно украшенную раковинами; клюка, сума и бутылка (выдолбленная тыква) дополняли паломнический наряд. К плащу и шляпе паломники прикрепляли красный крест. В Венеции паломник заключал контракт с судохозяином, который брал на себя обязательство не только перевезти его в Св. Землю и обратно, но и сопровождать его в странствиях по Св. местам, доставлять ему во время всего пути пищу и защиту, платить за него подати мусульманским властям и т. п. В Венеции существовал официальный надзор за судохозяевами, занимавшимися перевозкою паломников. Так, в 15 в. существовало постановление, в силу которого судно, на котором перевозились паломники, не могло в то же время служить для торговых целей. Посещения Св. мест западные паломники предпринимали обычно процессиями, во время которых пели духовные песни.
Причиной П. выступала не только религиозная ревность, подвигавшая людей к поклонению местам, бывшим свидетелями Страстей Господних. Были среди них дворяне, искавшие посвящения в рыцари у Гроба Господня; политические и военные агенты европейских монархов; неофиты, искавшие оккультных знаний на Востоке; ученые-исследователи; купцы, посещавшие Палестину с торговыми целями. Среди последних с 16 в. было особенно много англичан и голландцев.
Реформация нанесла серьезный удар П. Хотя в католических странах и в 19 в. совершались П., хотя и в несравненно меньших размерах, чем в России. В 1881 во Франции стали ежегодно организовывать паломнический караван в Св. Землю, придавая ему характер приношения покаяния за преступления республиканского правительства против Церкви; в состав такого каравана, численность которого нередко доходила до 300—400 чел., входили лица белого духовенства и зажиточные люди ультрамонтанского настроения. С конца 1870-х такие же немецкие караваны устраивались францисканцами в Вене и Мюнхене.
В России П. в Св. Землю началось уже в ранние времена русского христианства. Ок. середины 11 в. в Палестине был дмитриевский игумен Варлаам (1062). К 12 в. страсть к П. до того распространилась, что церковная власть находила нужным сдерживать не в меру ревностных паломников, у которых составлялось представление, что П. необходимо для действительности душевного спасения. Даже у первого русского паломника писателя игумена Даниила (начало 12 в.) находим косвенное неодобрение П., он осуждает тех, которые в своих странствиях "возносятся умом своим, яко нечто добро сьтворивше, и погубляют мзду труда своего", тогда как, оставаясь дома, можно лучше послужить Богу. Совершая свой путь главным образом через Константинополь, древнерусские паломники заимствовали у западных пилигримов фасон их костюма. "Калики перехожие" (постоянные паломники) сыграли на Руси огромную роль в распространении легенд и апокрифической литературы. В небогатой древнерусской письменности крупное значение имели и описания "хождений" в Св. Землю, оставленные некоторыми паломниками. Первым русским паломником-писателем явился (как было отмечено выше) Даниил-монах, вторым — новгородский архиепископ конца 12 в. Антоний, ограничившийся, впрочем, царьградскими святынями. Около 1350 совершил П. новгородский инок Стефан, который описал или, вернее, перечислил царьградские святыни. Описание путешествия его в Иерусалим до нас не дошло. К 1370-м относится "Хождение архимандрита Агрефенья обители пресвятой Богородицы" (по-видимому, смоленской; изд. архимандритом Леонидом в 1896). Это первый после Даниила паломник, описавший свое хождение в Иерусалим. За ними воспоследовал диакон Игнатий Смолянин, ходивший в конце 14 в. в Константинополь, Иерусалим и на Афон. В один ряд с паломниками-писателями 14 в. должен быть поставлен новгородский архиепископ Василий, правда, не оставивший описания своих странствий, но, несомненно, с Востока вынесший свое послание о земном рае. В состав паломнической литературы 14 в. входит еще "Беседа о святынях и других достопамятностях Царьграда".
Согласно православным энциклопедиям, с 15 в. число путешествий возрастает и они становятся разнообразнее. Тип рассказов остается еще прежний, но условия странствий изменились, и паломник по необходимости вдается в подробности о самом путешествии, которые в прежнее время чаще всего умалчивались. Первый по времени странник 15 в., описавший свое путешествие, был троицкий иеродиакон Зосима, ходивший в 1420 в Царьград, на Афон и в Иерусалим. Зосима доверчиво относился к тому, что рассказывали и показывали греки (секира Ноя, трапеза Авраамова); неискусный книжник, он повторял иногда целые фразы из паломника Даниила, но такое списывание было тогда общим правилом.
Особое значение и беспрецедентную массовость имеют П. в исламе. См. Хаджж.
Определения, значения слова в других словарях:
Поделиться: