Отец - это...

Причина и происхождение всякого отцовства - в Боге (Мф 23:9; Еф 3:15), во власти Творца, вызывающего к жизни то, чего ранее не существовало (Рим 4:17) Бог - Отец Своего единородного Сына Иисуса Христа (Ин 1:14,18; Еф 3:14), в Котором Он открывает Свою сущность Бог и людей принимает как Своих детей (2Цар 7:14; Лк 12:32) Божье отцовство включает в себя попечит-во о Его чадах и их защиту (Мф 6:8) и проявляется в Его любви (Ин 16:27)
I:
1) О - это тот, кто порождает детей (см Дети, сыновья, младенцы, чада) (Пс 2:7) и воспитывает их Отцовство - это милость Божья, а дети являются даром Божьим (Пс 126:3), к-рый получает не каждый (Лк 20:28-31) Понятие "дед" чуждо Библии, поэтому все потомки рассматриваются здесь как сыновья и дочери родоначальника (Мф 21:9) Из отчего дома ведут три пути:
а) сын покидает О, чтобы "прилепиться к жене" и самому стать О (Быт 2:24);
б) сын может умереть для О, причем не только в результате телесной смерти, но и вследствие греховного заблуждения (Лк 15:24);
в) наконец, веление Божье, как в случае с Авраамом, но особенно преданность Христу в НЗ, превалирует над привязанностью к О, если эта привязанность вступает в противоречие с Божьей волей (Мф 4:22; Лк 14:26);
2) В ВЗ отношения между О и сыном упорядочены заповедями, значение к-рых подчеркивается присовокупл к ним предупреждениями (Втор 21:18-21; Притч 30:17)Долг О заключается в том, чтобы обеспечивать детям пропитание(Лк 11:11), руководить ими и воспитывать их (Притч 13:24; Евр 12:8 и след), но прежде всего - в том, чтобы наставлять их в Законе Господа (Втор 6:7; Еф 6:4) Если О оставляет поклонение истинному Богу и начинает поклоняться идолам, то ответственность за этот грех несут и его дети (Исх 20:5), хотя суровость их наказания Бог ограничивает определ пределом (Втор 24:16; Иез 18:17-20)След, О не может поступать по собств произволу; в частн, в НЗ ему внушается, что он не должен раздражать своих детей (Еф 6:4), доводить их до уныния (Кол 3:21) Дети обязаны чтить О (Исх 20:12; Притч 30:17) и быть послушными ему (Притч 23:22) В ВЗ О имеет право решать вопрос о жизни и смерти детей (Быт 22:1-10) Дети обязаны содержать его, когда он становится нетрудоспособным (Притч 19:26; Мф 15:5) То обстоят-во, что отношения между О и детьми, к-рые должны регулироваться любовью (Быт 22:2; 44:20), упорядочиваются Законом, является вынужд мерой и свидет-вует о нарушении установл Богом порядка И все же у О есть то преимущество, что он первым может полюбить ребенка и пробудить в его сердце ответную любовь; в этом отношении человеч отцовство также является отражением отцовства Бога (Притч 23:26; 1Ин 4:10,19);
3) понятие отцовства расширяется и в том случае, если О называют человека, исполняющего родит обязанность по обеспечению детей, когда родств связь отсутствует, те благодетеля (Иов 29:16; 31:18), доброго господина (4Цар 5:13) или правителя (Быт 41:43; 1Цар 24:12; Ис 22:21) Так, О может называться священник или пророк, если человек (или люди) доверяет себя его руководству (Суд 17:10; 4Цар 2:12; 13:14);
4) в НЗ понятие "О" переносится в область духовного и используется в особом значении, когда речь идет о духовном воспитании, направленном на становление в вере (1Кор 4:15; Флп 2:22; Флм 10)Павел проявляет настоящее отцовское чувство по отношению к Тимофею (1Тим 1:2; 2Тим 1:2), а Петр - к Марку (1Пет 5:13) Также по-отцовски Павел относится к тем членам церкви, к-рые благодаря ему пришли к вере (1Фес 2:11) О в церкви являются все те, кто духовно породил или воспитал детей, те верующих (1Ин 2:13,14)
II:
1) отцовство особого рода предусмотрено в Божьем замысле спасения в отношении Авраама Он - патриарх, праотец (Евр 7:4) С Него Бог начал новую эру в отношениях с людьми Когда живой Бог призвал Авраама, тот не только покинул родину и родных, но и отказался от богов своего О Фарры (Нав 24:2) В союз Бога с Авраамом были включены и потомки патриарха (Быт 26:3)Иаков знал, что с ним был Бог Авраама (Быт 31:42), и Бог говорил с ним как Бог его О (Быт 46:3) Но поскольку рядом с Исааком стоял Измаил, а рядом с Иаковом - Исав, к-рых Бог исключил из Своего обетования, то позднее обетования стали наследоваться теми, кто исповедовал Бога Авраама, Исаака и Иакова(Исх 3:6) Так, Бог заключает завет с народом, О к-рого являлся Авраам и к-рый чтил Бога своих отцов След поколения включались в дело спасения, к-рое Бог совершил в отношении их отцов (Исх 6:3; Чис 11:12; Втор 4:31; 5:3);
2) еще до вавил плена Иеремия сетовал на то, что израильтяне нарушили тот завет (см Союз, завет), к-рый Бог заключил с их отцами (Иер 31:32) В Евангелии упоминается об отцах, нарушавших завет и убивавших пророков; это прообраз тех, кто гнал Иисуса и Его учеников (Мф 5:12; 23:31) После того как народ Израиля оставил Бога своих отцов, Иоанн Креститель пытался, во многом тщетно, обратить сердца отцов к детям, а сердца детей к отцам (Мал 4:6; Лк 1:16,17)Народ Израиля помнил только о своем происхождении по крови, но забыл веру Авраама и его дела (Ин 8:33,37) В то же время тот, кто продолжает дело Авраама, имеет право называться его истинным наследником (Гал 3:6 и след,29) и является полноправным членом народа Божьего (Еф 2:19 и след)Еврей, признающий Иисуса Сыном Божьим, служит Богу своих отцов (Деян 24:14)
III
Признание Иисуса Сыном Божьим позволяет поновому взглянуть на Божье отцовство по отношению к людям Бог создал всех людей и поддерживает в них жизнь, Он - Отец для Своего народа, Израиля (Ис 63:16; Иер 3:4; 31:9), и для каждого отдельного израильтянина (Пс 67:6) В результате подвига Его единородного Сына Иисуса Христа (см Иисус Христос) (см Имена Иисуса Христа, II,А), люди через рождение от Бога словом истины (Иак 1:18; 1Ин 2:29; 3:9; 4:7) становятся "детьми Божиими" (1Ин 3:1) К ним, образующим народ Израилев по духу, Бог проявляет Свою любовь и заботу (1Пет 5:7) Он воспитывает их (Евр 12:6-8) и назначает их Своими наследниками (Рим 8:17) Он также ожидает, что на Его любовь люди ответят своей любовью (1Ин 4:19) и основанным на этой любви послушанием (Рим 16:19; Евр 5:9) Он хочет, чтобы Его дети любили друг друга (Ин 13:34), были по-сыновнему благодарны Ему (Кол 2:7; 1Фес 5:18) и доверит обращались к Нему - "Авва" (Рим 8:15; арам доверит обращение детей к отцу, соотв рус "папа")













Определения, значения слова в других словарях:

Символы; знаки; эмблемы: Энциклопедия / авт.-сост. В.Э. Багдасарян; И.Б. Орлов; В.Л. Телицын
ОТЕЦ — глава семейства, опора, кормилец и защитник. Слава переходила к человеку от славы его отца. Известность, награды и другие знаки социального достоинства передавались по наследству. Имя отца давало отчеству знак рода. Так, на Руси говорили: "Иван, сын Петра". В...
Психологическая энциклопедия
(father) Хотя в работах самого Фрейда основное внимание уделяется отцу и ЭДИПОВУ КОМПЛЕКСУ, почти вся современная аналитическая литература концентрирует внимание на МАТЕРИ и ПРЕЭДИПОВЫХ фазах развития. Нет уверенности в том, является ли это результатом социальных изменений или...
Словарь символов
Олицетворяет Солнце, дух, мужской принцип, привычные силы закона и порядка, противопоставленные женским, интуитивным и инстинктивным силам. Бог Небес - Всех. В мифе и легенде фигура отца всегда символизирует физическое, умственное и духовное превосходство. Время,...

Поделиться:

Реклама