Отче Наш - это...
I ОБЩИЕ ВОПРОСЫ
1) две версии молитвы ОН (Мф 6:9-13; Лк 11:2-4) содержат различия, касающиеся обстоят-ств, при к-рых они были произнесены Иисусом, а также обрамления, объема, текста и отдельных выражений Матфей приводит ОН в контексте Нагорной проповеди, когда Иисус говорит о молитве Лука излагает ее как ответ Иисуса на просьбу учеников: "Господи! научи нас молиться" (Лк 11:1) У Луки отсутствуют третье и седьмое (или соотв второе и часть шестого) прошения; в тексте четвертого и пятого прошений текст у Матфея отличается от текста Луки Во всех древнейших рукописях отсутствует доксология (восхваление) в конце ОН Существуют свидет-ва существования этой молитвы уже в конце I в по РХ Возм, согл ветхозаветной традиции, один человек произносил текст молитвы, на что община отвечала словом "аминь" и развернутой доксологией Читал ли Иисус эту молитву по-разному или всегда сохранял один и тот же текст, установить невозможно Во всяком случае, отклонения в тексте позволяют сделать вывод о том, что молитва ОН задумана и дана не как устоявшаяся литургическая формула, а как душеспасительное упражнение в молитве (см Молитва);
2) ОН можно назвать молитвой Иисуса о Царстве Божьем От всей молитвы, подобно сиянию, исходит ожидание нового мира, в к-ром царствует только Бог и побеждена власть зла Мы только тогда поймем эту молитву истинным образом, если все ее содержание истолкуем в духе наступающего Царства Божьего Несмотря на то, что по форме она сходна с традиц иуд молитвами, не вызывают сомнений ее христ происхождение и самобытность ОН - это итог Нагорной проповеди и заповедей блаженства, представл в форме молитвы
II ИСТОЛКОВАНИЕ ОТДЕЛЬНЫХ ЧАСТЕЙ
1) фраза "Отец наш на небесах" (дословно по тексту оригинала) была одним из привычных обращений к Богу в иуд молитвах времен Ииуса То, Иисус сохраняет в молитве традиц выражение Новым является здесь то, что Иисус Сам подтвердил иуд представления о людях как детях Божьих Во Христе и благодаря Ему мы имеем в Боге Отца (см Отец);
2) первые три прошения тесно связаны между собой притяжательным местоимением второго лица ("Твое") Можно сказать, что молящийся здесь просит о своем личном участии в освящении Имени Бога, в наступлении Его Царства и в исполнении Его воли То преодолевается эгоизм молящегося, преувеличенное значение личного "я" Мы молимся о том, чтобы имя Бога было восславлено всеми народами, чтобы Его Царство пришло к нам и на земле осуществилась Его воля Три назв прошения являются призывом к Богу, чтобы Он вмешался в наши земные дела С явлением Иисуса их исполнение уже началось и должно свершиться сначала в церкви и ее членах, призв Им к молитвам и служению, а в грядущем Царстве Божьем эти прошения будут осуществлены полностью;
3) последние три или, соотв, четыре прошения (в зависимости от того, считать ли шестое и седьмое одним прошением или нет) определяются местоимением первого лица множ числа ("наш", "нас") Поскольку такая форма подразумевает и ближнего, она предохраняет молящегося от сосредоточенности только на своем "я" Четвертое прошение звучит, согл Матфею, так: "Хлеб наш насущный дай нам на сей день", а согл Луке: "Хлеб наш насущный подавай нам на каждый день" (так в тексте оригинала) Оно призвано предохранить нас от самой горькой нужды, но вместе с тем и от ложной озабоченности: мы можем просить о том, что необходимо для поддержания телесной жизни, но нам следует повторять эту просьбу каждый день, ибо только Бог является дарителем и поручителем Своего дара Прошение от лица многих ("наш", "нам") указывает и на то, что просьба о поддержании жизни всегда относится не только ко "мне", но и к другим людям По-разному у евангелистов выражено и пятое прошение Согл Матфею: "И прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим", согл Луке: "И прости нам грехи наши, ибо и мы прощаем всякому должнику нашему" У Матфея текст показывает, что прощение должников является предпосылкой Божьего прощения, Лука указывает на готовность к прощению, к-рая должна определять наше поведение в течение всей жизни Все спасение, к-рое даруется нам во Христе, за-ключается в одном словосочетании - "прощение грехов" Чтобы поистине стать сопри-частными этому спасению, необходимо вновь и вновь прощать долги ближним, поскольку и Бог нам прощает из сострадания (ср Мф 18:23-35) (см Прощение, простить) В последнем прошении перед молящимся встает предшествующее окончат победе Царства Божьего последнее наступление власти тьмы, к-рая ежедневно стремится разлучить нас со Христом и ввергнуть в грех В своей речи о грядущем Иисус говорит о бедствиях, к-рые будут сокращены ради избранных (Мк 13:20 и парал места), Павел пишет о злом дне, когда только во всеоружии Божьем можно будет оказать сопротивление и одержать победу (Еф 6:13), а Филадельфийскую церковь Иисус обещает сохранить "от годины искушения, которая придет на всю вселенную, чтоб испытать живущих на земле" (Откр 3:10) Речь идет о великих испытаниях, к-рые способны потрясти христ веру Однако они относятся не только к далекому будущему, но случаются и ныне В отношении этих допущ Богом испытаний верующие всегда могут лишь молиться, чтобы не потерять свою цель и своего Господа и не попасть во власть лукавого Здесь подразумевается именно лукавый (те дьявол), а не зло вообще;
4) "Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки Аминь" ОН убеждает нас, что не тщетно упование: Христос завоюет Царство, оно уже в Его руках Его победа будет восславлена по всей земле, она уже совершилась на Голгофе Мы, христиане, только во славе освободимся от ожидания между "ещ? нет" и "вот уже" Но ожидание этого следует возвещать и воспринимать в хвалебной молитве Церкви
Поделиться: