Основной Вопрос Философии - это...
ОСНОВНОЙ ВОПРОС ФИЛОСОФИИ - марксистская интерпретация фундаментальной проблематики, фундирующей философское знание, а именно - проблемы соотношения бытия и сознания Конституирование категориальных средств философии как рациональное осмысление и экспликация содержания универсалий культуры объектного, субъектного и субъект-объектного рядов (см УНИВЕРСАЛИИ, КАТЕГОРИИ КУЛЬТУРЫ, ФИЛОСОФИЯ) задает мировоззренческую размерность философской проблематике: проблема места человека в мире артикулируется в философии как проблема соотношения бытия и сознания Именно в проблемном контексте ОВФ был впервые эксплицитно сформулирован в рамках французского Просвещения; в философии Гегеля осмыслен как "разрешение противоположности между бытием и сознанием" В целом, немецкая классика рассматривала фокусируемую ОВФ проблему как фундаментальную для философской традиции: "вся история философии вращается вокруг вопроса об отношении духовного к материальному" (Фейербах) Однако важно, что означенная постановка ОВФ в домарксистской философии не лишает его логического статуса проблемы, те не деформирует специфику философского мышления как мышления по определению проблемного, организующего себя в качестве интеллектуального движения в пространстве непреходяще значимых (и в этом смысле - "вечных"), культурно аранжированных, те по-новому ставящихся каждой исторической эпохой (и в этом смысле - "нерешаемых") проблем В рамках марксизма ОВФ приобрел принципиальный смысл и аксиологическую нагруженность В его содержании было выделено два аспекта ("две стороны ОВФ"): генетический аспект соотношения материи и сознания (так называемый вопрос о первичности) и функциональный (вопрос о познаваемости мира) Аксиологическая акцентировка марксизмом материализма в генетическом и гносеологического оптимизма в функциональном планах ОВФ имплицитно задают артикуляцию последнего именно как вопроса, те такой логической формы, которая - в отличие от проблемы - предполагает возможность не только исчерпывающе финального, но и правильного ответа (см соответствующее придание инвективной семантики самим понятиям идеализма и скептицизма в марксизме) Такой подход к философии инспирирует ее редукцию к доктринальному учению, продуцируя такие модусы ее существования, как программно-концептуальные кодексы и вопросно-ответная катехитика: от первых ее моделей у Энгельса до классического варианта в посвященном философии разделе "Краткого курса истории ВКП (б)" у Сталина см также "СКАНДАЛ В ФИЛОСОФИИ"
Определения, значения слова в других словарях:
Поделиться: