Осмысленность - это...

Осмысленность - наличие смысла, в противоположность бессмысленности — отсутствию смысла. Традиционно важной все­гда считалась дихотомия истина - ложь и основной пробле­мой — проблема отличения истинных предложений от ложных. Однако в начале XX в. на первый план выдвинулась еще более фундаментальная дихотомия: осмысленность — бессмыс­ленность и была осознана важность отличения осмысленных предложений от бессмысленных. В самом деле, прежде чем решать вопрос о том, истинно, или ложно некоторое предложение, мы должны ответить на вопрос: осмысленно ли оно? Только осмыс­ленные предложения могут быть истинными или ложными. Для того чтобы быть осмысленным, предложение, безуслов­но, должно быть грамматически правильно построено. Если мы встречаем, напр., словосочетание «Цезарь есть когда», то нам нетрудно установить, что оно лишено смысла, ибо в нем наруше­ны обычные правила грамматики и оно не представляет собой правильно построенного предложения. Однако вопрос об О. или бессмысленности становится чрезвычайно сложным, когда мы встречаемся с такими, напр., предложениями: «Цезарь есть про­стое число» или «Зеленые идеи яростно спят». Здесь нет нарушения грамматических правил, это правильно построенные предложения; но осмысленны ли они? Было предложено несколько критериев О. предложений - верификационный, операциональ­ный, критерий переводимости и т. п., однако ни один из них не дает вполне удовлетворительного решения проблемы (см.: Смысл).


Определения, значения слова в других словарях:

Философский словарь
- наличиесмысла, в противоположность бессмысленности - отсутствию смысла. Традиционно важной всегда считалась дихотомияистина - ложь и основной проблемой - проблема отличения истинных предложений от ложных. Однако в начале XX в. на первый план выдвинулась еще более...
Психологическая энциклопедия
- свойство восприятия, существующее на уровень сознания и характеризующее личностный уровень восприятия, - свойcтвo приписывать воспринимаемому объекту или явлению определенный смысл, обозначать его словами, относить к определенной языковой категории.

Поделиться:

Реклама