Осевое Время - это...
ОСЕВОЕ ВРЕМЯ - философско-историческая категория, введенная Ясперсом как средство осмысления единства истории и являющаяся одной из опорных в современной исторической мысли Размышления Ясперса об истории органично вплетены в общий контекст его экзистенциальной философии и призваны содействовать "углублению нашего осознания современности" Человек есть историческое существо, а сама история предполагает пронизывающий времясмысл, обеспечивающий осмысленность человеческих поступков Однако современность, характеризующаяся радикальным разбожеств-лением мира, ставит под вопрос наличие какого-либо высшего смысла в истории Тем более, что прежние святыни, имевшие локальное значение, не в состоянии обеспечить духовное единство всего человечества, насущно необходимое в условиях глобализации общественной жизни Вопрос о смысловом единстве всей истории, без которого она рассыпается на бессвязный набор событий, ставится Ясперсом прежде всего как вопрос о возможности осмысленного действия человека в современном мире Однако истоки и цель истории, объединяющие человечество в единое целое, достоверно неизвестны и непосредственно ощутимы "лишь в мерцании многозначных символов" Единство человеческой истории выступает у Ясперса предметом "философской веры", отличной от религиозной своей конфессиональной нейтральностью и наличием рационального обоснования В качестве эмпирически наблюдаемого воплощения той идеальной оси, вокруг которой разворачивается история всего человечества, Ясперсом указывается "ОВ" - период примерно с 800 по 200 до нэ В этот промежуток времени в различных регионах параллельно возникают мощные духовные движения, связанные в Китае, прежде всего, с деятельностью Конфуция и Лао-цзы, в Индии - мыслителей Унанишад и Будды, в Иране - Заратустры, в Палестине - пророков, в Греции - философов и трагиков Несмотря на локальное своеобразие этих процессов, по Я, это было по существу единое духовное движение, имеющее значение для всего человечества и сформировавшее тот тип человека, который существует поныне Важнейшей характеристикой "ОВ" Ясперс считает прорыв мифологического миросозерцания - основы "доосевых" культур Мифологической эпохе с ее спокойной устойчивостью и само-собой-понятностью приходит конец Твердые изначальные устои жизни начинают колебаться" человек осознает хрупкость своего бытия; возникают религии спасения, связанные с идеей трансцендентного единого Бога Борьба против мифа ведется и со стороны рационально проясненного опыта: бессознательно принятые ранее воззрения становятся предметом критического внимания, начинается духовная борьба, в ходе которой каждый пытается убедить другого, обосновывая свои идеи "ОВ" является концом непосредственного отношения человека к миру и к самому себе Человек уже не замкнут в себе и поэтому открыт для новых безграничных возможностей Он ставит вопросы о смертности, о трагической вине, вырастающие в один общий вопрос - о смысле человеческого существования, который перестает быть самоочевидной данностью Обобщенно все эти изменения в человеческом бытии можно назвать одухотворением С этого периода, по Ясперсу, берет свое начало общая история человечества Вначале ОВ ограничено в географическом отношении, но постепенно становится всеохватывающим Тем, что тогда свершилось, человечество живет по сей день - каждый его новый подъем сопровождается актуализацией опыта "осевой эпохи"
Определения, значения слова в других словарях:
Поделиться: