Ортега И Гассет - это...
ОРТЕГА И ГАССЕТ (Ortega у Gasset) Xoce (1883-1955) - испанский философ Докторская диссертация О (1904) - "Ужасы тысячного года" (об исторических условиях и хи-лиастических умонастроениях во Франции эпохи раннего средневековья) Профессор Высшей педагогической школы в Мадриде (с 1908) Преподавал курс метафизики в Мадридском университете, возглавляя одноименную кафедру факультета философии и языка (1910-1936) Основатель (1923) журнала и издательства "Revista de Occidente" Основатель (1948) Института гуманитарных наук в Мадриде Творчество О оказало существенное воздействие на испанскую и мировую философию и культуру Не являясь философом-систематиком, ориентируясь на заочный диалог в сократическом стиле с классиками предшествующей философской традиции (Галилей, Лейбниц, Кант, Гегель, Тойнби и др), О стремился в первую очередь конструктивно преодолеть постулаты рационализма Декарта, в соответствии с которыми, по О, человек в главной своей ипостаси - человек "познающий", а не человек "живущий" О акцентировал собственное неприятие тезисов учения Декарта, в соответствии с которыми деятельность человека разграничивалась на духовную и психофизическую (Схема Декарта о независимости самосознающего человека вкупе с необходимостью разработки нового философского метода, который, по Декарту, требовал "ума, способного легко отрешаться от услуг внешних чувств", принадлежащих телу, результировалась в противопоставлении двух субстанций бытия человека - мыслящей и протяженной Тобр, человек у Декарта выступал в двух мыслимых "вещных" ипостасях: мыслящей, но не протяженной, либо протяженной, но не мыслящей) То, что для Декарта в конечном счете являлось изощренной игрой воображения, для общественной практики 20 в выступило как реальность: человек в контексте определенных целенаправленных трансформаций культуры превращался в вещь, в компонент соответствующей системы отношений мира, а содержание его связей с природной и социальной действительностью редуцировалось к получению подлежащего калькуляции практического результата Роковая для 20 ст интенция европейского интеллектуализма об управляемости человеком и людьми, о допустимости внешней заданности их бытия стала фокусом неприятия для О Сопряженным с этой же проблемой выступило и неприемлемое для О допущение Декарта о неравноправии, "разносортности" миров искусственных, условных, идеально создаваемых - продуктов мышления человека, с одной стороны, и предметно-реального мира, с другой Последний, тобр, являл собой всего лишь объект для приложения творческих преобразующих потенций рафинированного разума и соответствующих философских систем Поэтому спонтанные феномены бытия человека, согласно О, особенно значимы в качестве предмета философского исследован-ния Именно личностные структуры сознания и существования индивида интересовали О в первую очередь О отвергает продуктивность введения в традицию классического философского рационализма категории "чистый разум" с приданием ему статуса всеобъемлющего теоретико-познавательного средства Сфера иррационального как в общественной, так и в индивидуальной жизни людей остается, по мнению О, вне возможностей освоения рационалистическим разумом, стремящимся постигать область человеческого бытия по калькам объяснения природных феноменов О предлагает собственную теорию "перспективизма" Развивая главный тезис последнего (любое познание задается личной позицией мыслителя, исследователя, вне ее невозможна реально достижимая значимость всеобщности; разнообразие возможных мыслимых миров есть следствие соответствующих различным точкам зрения перспективных взглядов на единый мир), О отмечал, что дух любого народа, каждого индивида, всякой эпохи в высшей степени избирателен в выборе истин Только подобным образом реализуется конечная причастность людей к ним Перспектива, претендующая на статус единственно возможной, - всегда ложная Универсальность философских систем отражает лишь потенциальный и реальный индивидуальный горизонт их авторов Мир, окружающий людей, по мнению О, организуется, структурируется и приобретает будущность лишь в контексте творческой активности сознания, познающего феномены бытия и живущего в них В произведении "Размышления о Дон Кихоте" (1914) О провозглашал приобщенность человека к миру, его неотъемлемость от него: "Я есмь Я и мои обстоятельства" ("обстоятельства" не только природного, но также и культурно-социального порядка) Все вещи и существа вселенной, по О, формируют наше окружение: эта реальность для человека исполняет роль неизбывного источника забот и проблем В попытках разрешения последних человек вынужденно конструирует собственную экзистенцию и тем самым осуществляет избранный им самим проект жизни на основании полета собственной фантазии Фантазия - основание и предпосылка индивидуальной свободы, жить - означает "упражняться в свободе" Человек, по мнению О, - это "существо, обреченное перевести необходимость в свободу" О постулирует особую роль спонтанных проявлений индивидуальной и межиндивидуальной жизни, обладающих существенной мерой и степенью независимости и противопоставленных жизни социальной В основании индивидуальной жизни, по О, находится подлинно свободный выбор человека в отличие от общественного отношения, которое не зависит от воли и сознания людей и в определенном смысле репрессивно по отношению к ним Так, согласно О, обычаи, которые люди исполняют, не осознавая их значения в полном объеме, относятся именно к этой категории социальных феноменов Изучение человеческого бытия как на общественном, так и на индивидуальном уровне, выступает у О предметом тназ "философской социологии" (В идеологическом ракурсе подобная позиция О в конечном счете была противоположена идеям революционизма, пронизывающим европейскую культуру 17-19 вв Вера в самоценность и самодостаточность крупномасштабных социально-экономических экспериментов, призванных оптимизировать жизнь отдельно взятых представителей рода человеческого, была неприемлемой для О) В работе "Восстание масс" (1929) О одним из первых зафиксировал феномен возникновения "массового сознания" в европейском менталитете: "масса" у О трансформируется в толпу, представители которой захватывают господствующие позиции в иерархии общественных структур, навязывая собственные люмпенские псевдо-ценности остальным социальным движениям Основное свойство существа из "массы" - не столько его стандартность, сколько физическая инертность "Масса" конституируется, согласно О, не на основе какого-либо определенного общественного слоя Речь идет о таком "способе быть человеком", в рамках которого предпринимаются насильственные попытки преобразовывать устройство общества, принципиально игнорируя закономерности его функционирования Репрезентанты "массы" живут без определенного "жизненного проекта", находя смысл существования в достижении предельной идентичности с другими Они не осознают, что демократические культурные институты требуют постоянной поддержки, бдительности людей - "человек массы" социально безответственен Всю свою жизнь он готов передоверить государственной власти В книге "Что такое философия?" (1929) О пришел к выводу о том, что философия начинается там и тогда, где и когда она трансформируется в самоосознающий интеллектуальный феномен, самостоятельный по отношению к науке и обращенный не к фрагментам реальности, а к реальности в целом (Фихте, Шеллинг, Гегель) Эти философские системы, по мысли О, были избыточно сопряжены с уверенностью в разумном характере прогресса европейской культуры, в ходе эволюции которой предполагалось заведомо обреченным на гибель все трагическое и несчастное Результатом такого философского самодовольства и самолюбования, по мысли О, явилась катастрофа философии второй половины 19 в, трагическая нефилософичность этого исторического периода Разрабатывая собственную концепцию культуры ("Дегуманизация искусства", 1925; "Человек и люди", 1927 и др), О обращал особое внимание на то обстоятельство, что идеями культуры человек живет, они вплавлены в его повседневные репертуары поведения и жизнедеятельности О предлагал различать "идеи-изобретения", заключающие в себе наиболее строгие истины науки - наши творения, и "верования" - "молчаливое наследие", полученное от прошлых эпох Когда последние начинают впадать в противоречие друг с другом, человек пытается изобрести новые идеи, которые суть удавшиеся фантазии ("треугольник и Гамлет имеют одну и ту же родословную Они дети безумной семьи", - утверждал О, имея в виду фантазию людей) Идеи подлинно человеческой культуры не анонимны и не автономны от людей (как идеи науки) Кризис культуры в 20 в, как утверждал О, - это кризис "чистого разума картезианского человека", оттесняемого "жизненным разумом", носителем спонтанной человеческой культуры ("Чистый разум, - провозглашал О, - должен передать свое господство жизненному разуму") Анализируя соотношение понятий "жизнь" и "разум", О в работах "Тема нашего времени" (1923), "Ни витализм, ни рационализм" (1924), "История как система" (1935) подчеркивал неизбывную значимость проблемы взаимосвязей и взаимозависимости жизни человека в ее тотальности с разумом и его проявлениями Жизнь - это энергия космоса, аккумулирующаяся в единичных вещах, в каждом отдельном случае содержащих потенциальный проект своего существования Осуществление последнего и есть основа процесса жизни, жизнь есть "сама себя пожирающая деятельность" Наука не в состоянии сказать что-либо определенное о грядущих значимых изменениях в жизни людей Грандиозные успехи в изучении природы, по мнению О, не исключают, а скорее предполагают возможность и неизбежность "провала" науки, те физического разума в исследовании жизни человека в целом Разум (наука) у О - не более чем аппарат для кон-ституирования условной субъективной картины мира, неправомерно отождествляющий собственные закономерности с законами бытия Преодолевая стартовую избыточную биоло-гизированность собственных трактовок "жизни", О впоследствии отказался от самообозначения "витализм" (заместив его термином "рациовитализм") применительно к своим философским воззрениям Жизнь у О - это жизнь любого человека, те того первоначального Я, которое и призвано, должно прожить жизньЧеловек - всегда человек в собственной истории, его жизнь - это драма, "чистый случай" Недопустима любая детерминированность, заданность, социальная ангажированность жизни человека, недопустима идеологическая обусловленность последней: только внутренние установки индивида вправе нести его от ситуации к ситуации Рефлексия над этими феноменами, согласно мнению О, возможна и осуществима только в контексте специально употребляемых категориально-понятийных средств: "Я", "этот", "здесь" и тп Все понятия, посредством которых возможно мыслить подлинную реальность человеческой жизни, - полагал О, - могут быть лишь окказиональными, ибо жизнь человека есть "чистый случай" Не сознание в единстве его жизненных функций, по О, выступает опосредующим звеном между "субъектом" и "объектами" (хотя О в принципе не принимал саму эту модель), а человек и вещи в их взаимной открытости друг другу Философия призвана прояснять взаимосвязь человека и мира в состоянии открытости, обнаженности последнего, лишь в состоянии одиночества индивид вправе ждать от феноменов окружающей действительности свидетельства их подлинности Смысл и пафос в оценке конструктивных усилий философов-профессионалов сводится, согласно О, не столько к выяснению меры истин и заблуждений, сколько к определению искренности их самих
Поделиться: