Опредмечивание И Распредмечивание - это...

ОПРЕДМЕЧИВАНИЕ и РАСПРЕДМЕЧИВАНИЕ - понятия, оформившиеся в историко-философской традиции на стыке классического немецкого трансцендентализма и традиционного марксизма Исходную проработку идея О и Р получила в немецкой классике, - прежде всего в философии Гегеля, у которого она конституировалась в контекстах рассмотрения процессов объективации абсолютного духа в природу и историю, диалектики объективного и субъективного духа, развития идеи становления и идеи снятия Окончательный категориальный статус и терминологическое закрепление понятия О и Р получили в марксизме Будучи введены в теоретическую схему в контексте критики гегелевского наследия и переформулировки задач философии, понятия О и Р употреблялись Марксом как фундирующие его идеи развития "родовой сущности" человека (деятельностной, практической самореализации и саморазвития индивида); отчуждения (превращения деятельности и ее результатов в противостоящие ее субъектам, господствующие над ними, враждебные ему); фетишизма (деперсонализации человека и персонализации вещей); господства овеществленного труда над живым трудом (превращения субъекта в объект манипулирования через лишение его контроля над условиями, средствами и продуктами труда); превращенных (иллюзорных) форм сознания Позднее, этот круг идей переосмысливается Марксом в концепции овеществления (приобретения отношений между людьми видимости отношений между вещами) Этот круг идей был вновь актуализирован в различных версиях неомарксизма с упором на анализ процессов и результатов отчуждения, а также на рассмотрение овеществления как базового явления по отношению к отчуждению и фетишизации и как феномена, противоречащего человеческой природе Марксистская концепция О и Р оказалась интересной и востребованной прежде всего в качестве диалектики "деятельностных способностей" субъектов, актуализированной и разработанной в продвинутых теориях советской философии Здесь стало классическим: 1) понимание О как перехода в предмет и воплощения в нем человеческой способности (что собственно и делает предмет социокультурным феноменом через снятие схемы с деятельности и воплощение ее в культурной - знаково оформляемой и ценностно нагружаемой - форме, что сдвигает анализ с процессов овеществления на схватывание ценностно-смысловых характеристик объекта); 2) Р как делания "сущности" (социокультурной его компоненты) предмета достоянием человека, в результате чего происходит развитие человеческой способности (через усвоение и критическое переосмысление социокультурного опыта) В неклассической философии использование фигур О и Р встречается достаточно редко, они существенно переосмыслены и нетрадиционно ангажированы в феноменологии Гуссерля (установка на экспликацию сознания через механизм феноменологической редукции, обернутый не на предмет, а на мышление и действие, с целью выявления смысловых горизонтов, эйдосов, способов конституирования значений, процедур типизации и тд), феноменологической социологии, этнометодологии, феноменологической версии социологии знания Переосмысление проблематики О и Р и самой терминологии во многом произошло в результате "эпистемологического поворота" в философии и социогуманитар-ном знании Так, в генетической эпистемологии Пиаже оформилась концепция интериоризации как формирования внутреннего плана сознания (аналогичные идеи высказал в концепции работы со знаками Выготский; первоначальная же трактовка интериоризации как механизма усвоения коллективных представлений в индивидуальном сознании была предложена Дюркгеймом) В целом же эпистемология переориентировала (как и с других позиций - феноменология) идею О и Р с рассмотрения отношения человек - предмет (вещь) на отношение человек - знание (предметно, дисциплинарно организованное) В этом контексте Р начинает пониматься как критически-аналитическая процедура Р понятий, идеальных объектов, обоснований и тд, а О как построение новых предметных понятий, идеальных объектов, обоснований и тд (те как проективно-конструктив-ная процедура) Близкое этому, но вполне самостоятельное и оригинальное понимание О и Р предложено в системно-мыследеятельностной (СМД) методологии, где они понимаются как технологии Р знания (снятия содержания и выхода в "чистую" рамку) посредством "выталкивания" его носителей в коммуникации и/или организационно-деятель-ностной игре в рефлексивную позицию и освоение в проектном режиме новых способов работы со знанием с последующим новым заполнением "чистой" рамки, те переходом к технологиям О В целом работа в режиме О и Р трактуется как способ преодоления предметной точки зрения и предметных способов мышления Определенным типологическим аналогом идее О и Р выступают идеи чтения - письма, деконструкции и тд, сформулированные в рамках разных версий постструктурализма


Определения, значения слова в других словарях:

Философский словарь
- понятия, оформившиеся в историко-философской традиции на стыке немецкой трансцендентально-критической философии и традиционного марксизма. Исходную проработку идея О. и Р. получила прежде всего в философии Гегеля, у которого она конституировалась в контекстах рассмотрения...
Философский словарь
- понятия, оформившиеся в историко-философской традиции на стыке классического немецкого трансцендентализма и традиционного марксизма. Исходную проработку идея О. и Р. получила в немецкой классике, - прежде всего в философии Гегеля, у которого она конституировалась в контекстах...
Философский словарь
- характеристики человеческой деятельности. Опредмечивание - процесс, в котором человеческие способности переходят в предмет, благодаря чему предмет становится социально-культурным предметом. Распредмечивание - процесс, в котором содержание предмета становится достоянием...

Поделиться:

Реклама