Описание - это...
ОПИСАНИЕ, дескрипция (англ description - описание) - 1) - процедуры фиксации средствами естественного или искусственного языка сведений об объектах, фиксируемых в наблюдении, эксперименте и измерении; 2) - способ языковой индивидуализации объектов, позволяющий осмысливать их внутри самих себя как некоторые отдельные целостности За первым пониманием термина закрепилось название "эмпирическое О", за вторым - "теоретическое О" Эмпирическое О переводит чувственную информацию в знаковую форму, удобную для дальнейшей рациональной обработки Вторая задача эмпирического О - обобщение, систематизация, группировка и классификация, стандартизация данных наблюдения (эксперимента) и измерения В этом случае О соотносится с процедурами объяснения, которые вырастают из О, контролируют О, подчиняют его своим целям Оно различается по характеру используемого языка (О на естественных языках и О на искусственных языках) и по степени своей формализации (качественное О и количественное О, те О в математических языках или - в более узком смысле - фиксация данных измерения) Эмпирическое О дополняется или противопоставляется (в случае фиксации несопоставимости) теоретическому О В случае "дополнительности" говорят о первичном и вторичном О Теоретическое (в частности, вторичное) О не противопоставляется объяснению, а органически вплетается в него Теоретическое О опирается на процедуры схематизации и идеализации, на систему концептов и конструктов, гипотез и законов, на целостную теоретическую модель некоторой предметной области Оно есть работа посредством определенного языка, задающего определенную модель видения объекта и являющегося средством понимания и концептуализации вводимых в исследовательскую программу смыслов и содержаний Теоретическое О представляет знание в принятой внутри дисциплины или теории форме (фиксирует его в определнном словаре терминов, строит по определенным правилам образования и преобразования выражений, задает правила интерпретации, устанавливает критерии соответствия первичных и вторичных О и способы их введения и определения в теорию) Таким образом, О ответственно за: 1) закрелепление информации (процедуры обозначения, определения, введения терминов, операционализации и концептуализации понятий); 2) передачу информации (в определенных языках и на соответствующих уровнях знания); 3) понимание и первичное объяснение информации; 4) вписывания ее в более широкие смысловые и когнитивные контексты С середины 19 в фиксируется тенденция к переосмыслению О в структурах знания, ставящая под сомнение доминанту объяснения как конечную цель научного знания, сложившуюся прежде всего в экспериментальном естествознании Это переосмысление первоначально было задано Дильтеем ("науки о природе" и "науки о духе"), а затем в неокантианстве с его тезисом о науках о природе и науках о культуре и различением номотетических и идиографических методов, позже разработано в феноменологическом анализе Гуссерля и концепции языковых игр Витгенштейна, закреплено в различных интерпретациях понимания как универсальной познавательной процедуры и способа "здесь-и-теперь" бытия, в рамках герменевтического поворота в философии и социогуманитарном знании в целом (Хайдеггер, Гадамер, Рикер и др), а также в осознавании диалоговости и контекстуальности знания Столь радикальная критика и акцентирование процедур О привело к появлению и новых моделей объяснения, исходящих из единства последнего с О в рамках классической схемы объяснения Поппера - Гемпеля: субъекты объясняют не события, а О событий (Т Никклз); любое событие является объектом объяснения тогда, когда оно предстает как определенным образом описанное событие (Дж Фетцер); закон - это просто общее высказывание в историческом контексте (М Мерфи) и тд Оформились как самостоятельная модель объяснения и так называемые нарративистские концепции объяснения (А Данто, У Гелли, М Уайт, ТМ Гуд и др) В основе этой модели лежит признание зависимости объяснения от избранного типа О и утверждения нарративной (повествовательной) природы знания, во всяком случае гуманитарного (см НАР-РАТИВ) Это модель О как "объясняющего рассказа", в которой выбор способа и языка изложения (О) определяется "общей темой" (паттерном) исследовательской программы или пара-дигмальной ориентации
Определения, значения слова в других словарях:
Поделиться: