Олам га-ба - это...
ОЛАМ ѓа-ба (иврит. "грядущий мир", "будущий мир") — в иудаизме — обозначение загробного мира, жизни вечной — в отличие от мира земного, посюстороннего; кроме того, представления об О. ѓа-Б. тесно связаны с представлением о Мессианской эре (см. Машиах). О. ѓа-Б. — место, где пребывают души праведников, практически идентичное Эдемскому Саду (см. Ган Эден), хотя и души тех, кто проходит наказание и очищение в Геѓинном, в конечном счете удостаиваются О. ѓа-Б. В древнейших текстах Торы нет явного указания на бессмертие души и на особое место, в котором пребывают праведники, но есть, как и в других древних культурах, указание на единый, нерасчлененный мир мертвых — Шеоль, или Шеол. Однако постепенно, со все более четкой кристаллизацией идей бессмертия души, загробного воздаяния (см. Воздаяние) и воскресения из мертвых (этот процесс завершился ко 2 в. до н. э., к эпохе Маккавейских войн; см. Маккавеев Книги), понятие "О. ѓа-Б." становится чрезвычайно важным для еврейской традиции (см. Еврей) и оказывает прямое влияние на формирующееся христианство. Согласно талмудическому определению (см. Талмуд), "каждый израильтянин имеет долю в грядущем мире". Самое страшное наказание, которому Бог подвергает человека лишь в редчайших случаях (напр., в случае сознательного нарушения трех смертных грехов [см.]), — лишение доли в О. ѓа-Б. и тем самым — возможности воскресения с пришествием Машиаха. Однако в иудаизме отсутствует устоявшаяся догматика по поводу О. ѓа-Б., как и догматика вообще, поэтому еврейские мудрецы высказывали самые различные мнения по поводу устройства О. ѓа-Б. и пребывания в нем. См. также Ган Эден, Иудаизм.
Поделиться: