Одиночество - это...
ОДИНОЧЕСТВО - состояние и ощущение человека, находящегося в условиях реальной или мнимой коммуникативной депривации (изоляции от др людей, разрыва социальных связей, отсутствия значимого для него общения, недостаточности общения и др) В основном проявляется в трех формах: обыденной, экстремально-ситуативной и искусственной (экспериментальной и лечебной) Как психогенный фактор О влияет на психику человека и вызывает появление острых эмоциональных реакций (в тч тягостных переживаний, тревожности, депрессии, деперсонализации, галлюцинаций), изменение сознания и самосознания, индивидуальных и личностных особенностей человека Тяжело переносится людьми различных возрастов Особенно опасно в младенческом возрасте (см СОЦИАЛИЗАЦИЯ) В значительной части случаев приводит к серьезным психопатологическим эмоциональным нарушениям, коррекция которых предполагает использование соответствующих психотерапевтических, медикаментозных и прочих воздействий В ситуации острого переживания О у людей формируются различные компенсаторные (защитные) реакции, формы поведения и общения, в которых важную роль играют внутренние диалоги с фантомтия в "критической О" Н Гартмана; трансцендентальная О неотомизма и др С другой стороны, параллельно этой интерпретации О развивается ее трактовка как философии природы, возвращающая термину его этимологическое изначальное значение и ориентированная на получение позитивных знаний о природе, исходя из нее самой: наивный реализм раннеантичных космогонии; имплицитно содержащаяся в средневековом номинализме установка на внетранс-цендентальное постижение бытия; натурализм философии Ренессанса; ориентированная на тесное взаимодействие с естествознанием философия природы Нового времени и тп Вехой радикальной смены методологических ориентиров в истории О явилась "критическая философия" Канта, задававшая новое понимание бытия как артикулированного в априорных познавательных формах, - вне которых невозможна сама постановка онтологической проблемы, в силу чего вся предшествующая О оценивается Кантом как "догматизм" онтологизации ментальных конструкций Кантовский антионтологизм был развит и радикализирован в позитивизме, оценивающем любое суждение метафизического характера как бессодержательное и не подлежащее верификации Радикальная критика О задает в философской традиции поворот от трактовки ее в традиционном смысле этого слова ("кризис О" 19 в) к новой версии постановки онтологической проблемы Понятие О, сохраняя свою семантику как учения о бытии, оказывается достаточно плюральным с точки зрения конкретного наполнения его объема 19-20 вв характеризуется интенцией трактовки в качестве онтологических таких феноменов, как психологические (традиция восходит к онтологической интерпретации "воли" в концепции Шопенгауэра); логические ("быть - значит быть значением связанной переменной" в логическом анализе Куайна); языковые ("действительность производится заново при посредстве языка" в лингвистической концепции Э Бенвениста) В контексте этой установки О конституируется на базе принципиальной релятивности, классическим выражением которой является "принцип онтологической относительности" Куайна: знание об объекте возможно только в языке определенной теории (Тn), однако оперирование им (знание о знании) требует метаязыка, те построения новой теории (Тn+1), и тд Проблема О трансформируется в результате как "проблема перевода", те интерпретации логического формализма, однако его "радикальный перевод" в принципе невозможен, ибо "способ референции" объективности в суждении "не прозрачен" и, значит, неопределенен Радикально новый поворот в интерпретации бытия связан с неклассической философией 20 в, экзистенциализировавшей онтологическую проблематику и задавшей человекоразмерные параметры ее артикуляции Ушедший на второй план онтологический вопрос вновь актуализируется Хайдеггером, согласно позиции которого именно вопрос о бытии центрирует сознание индивида Бытие конституируется у Хайдеггера как человеческое бытие - Dasein, Вот-Бытие в качестве чистого присутствия Принципиальную значимость имеет для Хайдеггера различие между бытием и существованием, - человек выступает как "пастух бытия", слушающий глубинный зов онтологической полноты, обретающей в человеке свой язык и форму выражения - И вне своего великого предназначения - "сказать Бытие" - человек есть не более, как "работающий зверь" Цель философии, в силу этого, заключается в возврате к "истине бытия", которое живет в языке ("язык - это дом бытия") Феномен "ок-ликания бытия" оказывается центрально значимым и для экзистенциализма, конституирующегося как принципиально онтологическая (в новом смысле) концепция, снимающая с себя какой бы то ни было дидаксис и центрированная не на абстрактном ригоризме долженствования, но на человеческом быными партнерами, персонификация животных (гл обр, домашних), различных предметов (книг, кукол и др), разнообразных изображений (фотографий, картин, скульптур и др), проявляющиеся в широких диапазонах нормы и патологии Как явление социального порядка и проблема, О получило особое распространение в современном мире (феномены "толпы одиноких"), существенно изменившем систему социальных связей и непосредственного ("живого") общения людей и отчасти подменившем эту систему различного рода суррогатами общения О может выступать и выступает как форма осознанного и неосознанного протеста, "бегства от действительности" и "внутренней эмиграции" В клинических целях О (сенсорная изоляция) используется как метод лечения различных психических расстройств
Определения, значения слова в других словарях:
Поделиться: