Одежда - это...
I
НАТЕЛЬНЫМ БЕЛЬЕМ служила рубаха из шерсти или льна (Лев 13:47), доходившая до колен и в более поздние времена изготовлявшаяся из виссона, особо тонкого льняного полотна (Иез 16:13) Дома, во время работы или отдыха, такая рубаха нередко была единств предметом О При этом человек, одетый лишь в нижнее белье, рассматривался как обнаженный (см Нагой) (2Цар 6:20; Ин 21:7) На ассир рисунках можно видеть пленных иудеев в подобной О Иногда поверх нижней рубахи иудеи носили вторую, более длинную, которая доставала до щиколоток (1Цар 2:19; 24:5; Иов 1:20) Обе рубахи или только одну, нижнюю, схватывали поясом, на к-ром носили меч (1Цар 25:13), а реже, скрытно, более короткое оружие (Суд 3:16; 2Цар 20:8) В поясах хранили деньги(Мф 10:9); писец прикреплял к нему свои письм принадлежности (Иез 9:2) В пазухе перепоясанной О, как в кармане, носили различные предметы (см Пазуха) Пояса были льняные (Иер 13:1) или кожаные (4Цар 1:8), иногда их богато украшали (Дан 10:5) По-видимому, дома их не надевали; но, собираясь в дорогу, ими обязательно подпоясывались, поскольку неподпоясанные длинные и широкие О затрудняли движение (4Цар 9:1; Иер 1:17; Ин 21:7; Деян 12:8); перепоясанные чресла стали символом готовности к служению (1Пет 1:13; ср Ис 5:27) Подпоясывались также, готовясь к работе (Лк 17:8)
II
Поверх нижней О носили ПЛАЩ, к-рым бедные люди, напр пастухи, укрывались ночью Поэтому плащ нельзя было брать в качестве залога (Исх 22:25 и след) В Мф 5:40, по-видимому, содержится намек на то, что ко времени Иисуса эту заповедь пытались обойти, требуя в залог рубаху, нижнюю О Плащ представлял собой прочный кусок материи, квадратный по форме; он был достаточно велик, что позволяло носить в его полах всевозможные предметы (Исх 12:34; 4Цар 4:39; Агг 2:12) Во время работы и в остальных случаях, когда требовалась свобода движений, плащи снимали (Мф 24:18; Деян 7:58; 12:8) По углам плаща прикрепляли кисти (Чис 15:38 и след; Втор 22:12), к-рые должны были напоминать о заповедях Божьих Именно эти кисти подразумеваются в Синод пер под "воскрилиями" (Мф 23:5) и под "краем одежды" (Лк 8:44)
III
Голову, вероятно, покрывали ПЛАТКОМ, к-рый был сложен треугольником и завязывался на голове с помощью шнура На ногах носили кожаные сандалии, к-рые привязывали ремнями Люди, соблюдавшие траур, а также бедняки и пленные ходили босыми (2Цар 15:30; Ис 20:2; Иез 24:17) см Обувь
IV
ЖЕНСКАЯ ОДЕЖДА была похожа на МУЖСКУЮ, но все же имела нек-рые отличия, что объясняется запретом носить платье, предназначавшееся для лиц другого пола (Втор 22:5) Одеяния женщин были длиннее и шире мужских, и, вероятно, изготавливались из более тонких тканей; верхняя одежда имела рукава до запястий Женщины также носили пояса и плащи (Руфь 3:15) Головным убором им служили покрывало или головной платок, зачастую низко опускающийся на лицо(Быт 24:65; 38:14,19; Иер 2:32; Иез 16:10) В Иез 16:10 упоминается женская обувь из тонкой кожи ("сафьянные сандалии") Изготовление О было женским делом (1Цар 2:19; Деян 9:39) Большое количество О служило поводом для гордости (Притч 31:21 и след,24)
V:
1) ПРАЗДНИЧНАЯ ОДЕЖДА отличалось от повседневной О (Быт 45:22; Суд 14:12; 4Цар 5:5) О знати и цар семейства отделывали вышивкой и золотыми украшениями, на ее изготовление шли дорогие ткани: багряница, пурпур и шёлк (Суд 5:30; 2Цар 1:24; Пс 44:14 и след; Иез 16:10,13; Лк 16:19) Обычно это были ткани, привезенные из других стран (Нав 7:21; Суд 8:26; Иез 23:6; 27:24; Соф 1:8) Облачение в дорогие О играло свою роль при вступлении в должность(Быт 41:42; Ис 22:21)и при публичном чествовании (Есф 6:7-9; ср Лк 15:22);
2) ТОРЖЕСТВЕННЫЕ (Зах 3:4), или БЕЛЫЕ, ОДЕЖДЫ (Откр 3:4 и след; 6:11; 7:9,13 и след; ср Еккл 9:8) становятся символом прощения грехов и обретенного спасения (см Одевать, облекать) В нек-рых местах Свящ Писания говорится об "облечении в правду" (Иов 29:14) и о "ризах спасения" (Ис 61:10)
3)БРАЧНАЯ ОДЕЖДА, вероятно, была одеянием, к-рое приглашенные на свадьбу получали от устраивающего свадебный пир Пребывание на таком пиру в собств одежде или отказ от брачного одеяния считались тяжелым оскорблением и делали невозможным участие в празднестве (Мф 22:11-13)
VI
Ношение ВЛАСЯНИЦЫ (те О из овчины или верблюжьей шерсти) с кожаным поясом было отличит признаком пророка (4Цар 1:8; Зах 13:4; Мф 3:4; ср 7:15) см Священник см Первосвященник
VII
Прокаженные должны были носить РАЗОДРАННУЮ ОДЕЖДУ, что делало их заметными издали (Лев 13:45) Наряду с этим раздирание О имело особый смысл Таким способом выражались скорбь(Лев 10:6; Нав 7:6; 2Цар 1:11; Есф 4:1; Иов 1:20) и раскаяние (3Цар 21:27; Есф 9:3; ср Иоил 2:13), отвращение и ужас, особенно перед фактом богохульства (Чис 14:6; Иер 36:24; Мф 26:65; Деян 14:14) Относит отрясания О (Деян 18:6) (см Нога, VI см Лен см Ремесло, II)
Определения, значения слова в других словарях:
Поделиться: