Обусловливание - это...

Общий термин для группы эмпирических понятий особенно тех. которые означают условия, при которых происходит ассоциативное научение. Часто в этой группе выделяются два отдельных тита: классическое обусловливание (или тип S. или реактивный, или павловский) и толерантное (или тип R, или инструментальный, или скиннеровский). Основное различие между двумя этими типами заключается в том, что в классическое обусловливании результат испытания (безусловный стимул или БС) возникает всегда независимо от того, как отвечает организм: собаки Павлова получили пищу независимо оттого, выделялась у них слюна или нет. В оперантном обусловливании результат испытания (подкрепление) сопряжен с тем, реагирует ли организм определенным образом: голуби Скиннеране получали пищу до тех пор. пока они не клевали клавишу необходимое число раз при соответствующих стимулах. Термины классическое и оперантное обусловливание, однако, часто используются: (а) в отношении набора экспериментальных процедур (именно в этом смысле они упоминались выше) и (б) для обозначен* двух различных типов научения, которые, как считается, наблюдаются при двух экспериментальных процедурах. Первое употребление операциональное, второе – теоретическое. Традиционная точка зрения – что классическое обусловливание является примитивным, рефлексоподобным процессом, который вызывается у организма при соответствующем соединении УС (условного стимула) и БС (безусловного стимула), в то время как оперантное обусловливание рассматривалось как основанное на произвольном поведении, демонстрируемом организмом Однако такие явления, как автоформирование, блокирование (2). сенсорное предобусловливание и т.д. плюс широкое принятие теории Рескорла-Вагнера показывают, что классическое обусловливание представляет собой основной, наиболее важный процесс, характеризующийся сложностью и тонкостью, о которых раньше не подозревали. Следовательно, в современной литературе наблюдается тенденция использовать термин обусловливание по отношению не к процессу, а к операции, особенно к созданию определенной последовательности событий и поведению, вызванному такой последовательностью. Операционально классическое обусловливание понимается как следствие последовательности стимулов, условных и безусловных, и операциональное обусловливание – последовательность реакций и стимулов, то есть реакций организма и подкрепляющих их стимулов из внешней среды. Существует множество специальных форм обусловливания. Некоторые из них приводятся ниже, другие располагаются по алфавиту.


Определения, значения слова в других словарях:

Психологическая энциклопедия
См. обусловливание более высокого порядка.
Психологическая энциклопедия
Классическое обусловливание, при котором условный стимул (УС) из первоначальной серии обусловливания используется как безусловный стимул (БС) в новом эксперименте. Также называется вторичным, или обусловливанием второго порядка.
Психологическая энциклопедия
Общий термин в классическом обусловливании для обозначения ситуаций, когда наблюдается отрицательная корреляция между условным и безусловным стимулами, при которой происходит ослаблениереакции в присутствии условного стимула. Ср. с обусловливанием, возбуждающим.
Психологическая энциклопедия
Общий термин в классическом обусловливании для обозначения ситуаций, когда существует положительная корреляция между условным и безусловным стимулами, при которой наблюдается усиление реакции в присутствии условного стимула. См обусловливание, подавляющее.
Психологическая энциклопедия
(conditioning) - простая форма научения, когда данный стимул вызывает данную реакцию.
Психологическая энциклопедия
- образование рефлексов условных.
Психологическая энциклопедия
См; формирование.
Психологическая энциклопедия
Термин, иногда используемый для обозначения классического обусловливания.
Психологическая энциклопедия
Термин, иногда используемый для обозначения оперантного обусловливания и/или инструментального обусловливания.

Поделиться:

Реклама