Обучаемость - это...

(англ. docility, educational ability, learning ability) - эмпирическая характеристика индивидуальных возможностей уч-ся к усвоению учебной информации, к выполнению учебной деятельности, в т. ч. к запоминанию учебного материала, решению задач, выполнению различных типов учебного контроля и самоконтроля. (Об использовании термина "обучаемость" в применении к организациям см. Обучающаяся организация. - Ред.)О. в широком смысле слова выступает как проявление общих способностей человека, выражающих познавательную активностьсубъекта и его возможности к усвоению новых знаний, действий, сложных форм деятельности. Выражая общие способности, О. выступает как общая возможность психического развития, достижения более обобщенных систем знаний, общих способов действий. По возможностям к обобщению различаются уч-ся, обладающие большими способностями к некоторым специальным учебным предметам (математике, рисованию, музыке и т. п.).Как эмпирическая характеристика возможностей человека к обучению, О. включает многие показатели и параметры личности человека. К ним относятся, прежде всего, познавательные возможности человека (особенности сенсорных и перцептивных процессов, памяти, внимания, мышления и речи), особенности личности - мотивации, характера, эмоциональных проявлений; отношения ученика к усваиваемому учебному материалу, к учебной группе и преподавателю. Важной характеристикой О. являются качества, определяющие возможности общения, и соответствующие проявления личности (общительность, замкнутость).О. формируется с раннего детства. Особенно важное значение имеет формирование возможностей к обучению в особые сензитивные периоды - при переходе от дошкольного детства к систематическому обучению в школе, от школьного обучения к специальному обучению, предполагающему овладение различными видами профессиональной деятельности (в профтехучилищах, техникумах и вузах). Наиболее существенные качества познавательных процессов и личности, обеспечивающие возможность к обучению: а) управление познавательными процессами (произвольное внимание, память и т. п.); б) речевые возможности человека, способности к пониманию и использованию различных видов знаковых систем (символической, графической, образной), которые обеспечивают в дальнейшем возможности самообразования.Т. о., понятие О. наряду с общими характеристиками - более высокими познавательными возможностями и способностями к самоконтролю в процессе выполнения учебных задач - включает некоторые значимые особенности, способствующие проявлению О. на различных учебно-возрастных этапах психического развития человека. Для дошкольника такими специальными качествами служат те, которые обеспечивают ему большие возможности для участия в игровой деятельности, для школьника - возможности более точного выполнения различных школьных требований, для студента - возможности овладения профессиональной деятельностью и самостоятельного обучения.О. у взрослого человека включает в себя многие специальные навыки, в т. ч. навыки научно-исследовательской и творческой деятельности. Важное значение в этом случае имеют навыки работы с научными и др. текстами, возможности к корректной постановке научных и учебных задач, способности к самоконтролю и точному планированию. Об оценке О. см. Обучающий эксперимент.


Определения, значения слова в других словарях:

Психология развития. Словарь под. ред. А.Л. Венгера
Обучаемость — сложная динамическая система индивидуальных свойств человека, обусловливающая продуктивность учебной деятельности, скорость и качество овладения социальным опытом. В основе О. лежит уровень развития познавательных процессов (восприятия, воображения, памяти,...
Психологический словарь
- способность к овладению нового, в том числе учебного, материала (новых знаний, действий - , новых форм деятельности - ). , основываясь на способностях (в частности, особенности сенсорн
Психологическая энциклопедия
Категория. Способность к овладению нового, в том числе учебного, материала (новых знаний, действий, новых форм деятельности). Специфика. , основываясь на способностях (в частности, особенности сенсорных и перцептивных процессов, памяти, внимания, мышления и речи), и...
Психологическая энциклопедия
- индивидуальные показатели скорости и качества усвоения человеком знаний, умений и навыков в процессе обучения. В основе обучаемости лежит уровень развития познавательных процессов, мотивационно - волевой и эмоциональной сфер личности, а также развитие производных от них...
Психологическая энциклопедия
- индивидуальные показатели скорости и качества усвоения человеком знаний, умений и навыков в ходе обучения. Различаются: 1) обучаемость общая - способность усвоения любого материала; 2) обучаемость специальная - способность усвоения отдельных видов материала: различных наук,...

Поделиться:

Реклама