Обскурантизм - это...
ОБСКУРАНТИЗМ — в истории европейской мысли и духовности — враждебное отношение к науке, Просвещению и общественному прогрессу, отстаиваемое реакционными кругами Христианской Церкви. Понятия "церковный О." и "религиозное мракобесие" сформировались, по преимуществу, в 17—19 вв., когда Просвещение противопоставило себя христианству как единому монолиту, отрицающему науку. Тем самым, в частности, был введен в моду миф эпохи модерна, согласно которому история, предшествующая современной науке, была просто манихейской борьбой "религии" (сил Зла) с "материалистическим атеизмом" (силами Добра).
Камнем преткновения между этими враждующими силами стала космология: в религиозной версии, геоцентрическая система Птолемея, опирающаяся на Аристотеля, в светском варианте — гелиоцентрическая система Коперника, основывающаяся на астрономических наблюдениях. До 1820 трактат Коперника "Об обращении небесных тел" находился в Индексе запрещенных книг Ватикана, хотя с 18 в. в католических школах и допускалось изложение его учения в качестве умозрительного эксперимента, позволяющего производить более легкий расчет движения небесных тел. С развитием научного инструментария область компетенции Церкви постепенно сокращалась, в то время как философы-просветители неуклонно завоевывали влияние в европейском сообществе, строя планы о преобразовании мира по законам Разума. В 8 в. Папа Захарий осудил Вергилия Шотландского утверждавшего, что в мире есть неизвестные земли и народы, а во Вселенной — иные миры; к 18 ст. географические открытия и астрономические наблюдения кардинально изменили библейскую картину мира.
Церковный О., выразивший себя в процессе Галилея, а еще раньше — в процессе и казни Дж. Бруно был окончательно разгромлен Просвещением и Ньютоновской наукой, математической физикой, в которой не было места богам и духам. Эти процессы подготовили идеологию и стратегию будущего государственного развития с его отношением к науке, государству, технологии, тяжелой индустрии, рациональности, природе, линейному видению прогресса, философии и религии. (Данная культурная установка резко ослабила свои позиции во второй половине 20 в. — с наступлением эпохи постмодерна, сопровожденной фиаско Разума, настигшего его после временного кровавого торжества коммунизма и фашизма.)
Одновременно, со времен Великой Французской революции Просвещение всегда имело своих критиков — таких как Э. Бёрк, Ж. М. де Местр, Л. де Бональд, Ф. Р. де Ламенне и другие деятели. Для них — традиционалистов 19 в. — Просвещение и Великая французская революция были просто извержением сатанинского начала в историю, проявившегося в кровавых оргиях 1789—1794. Консервативные мыслители затруднялись определить, в чем состояла "первопричина" этого Зла. Бёрк писал: "Лучше было бы забыть все — энциклопедию и все, что создано экономистами, и вернуться к тем старым правилам и принципам, благодаря которым до сих пор правители становились великими, а нации счастливыми". Русский мыслитель отец Сергий Булгаков говорил об О., как "средстве защиты религии": пока "интеллигенция всю силу своей образованности употребляет на разложение народной веры, ее защита с печальной неизбежностью все больше принимает характер борьбы не только против интеллигенции, но и против Просвещения".
В результате упадка модернистского мифа, идеалы Просвещения также оказались в затруднительном положении. Сегодня, когда социальное наследие Просвещения лежит в руинах, немногие среди современных западных интеллектуалов проявляют большой энтузиазм в защите Просвещения как такового, размышляя о "всемирном крушении проекта Просвещения". Тем не менее религиозное возрождение в Европе, несмотря на "поражение" модерна, уже вряд ли в силах вывести Западное Христианство из маргинализированного состояния.
Осмысливая противостояние с антиглобализмом, один из левых католических идеологов Марк Венгерский утверждает, что католичество, возможно, одна из наиболее серьезных традиционных религиозных сил, остающихся в современной Европе… Некоторые из позиций католического органицизма очень близки к разделяемым европейскими новыми левыми и правыми принципами — антикапитализмом, обширной социальной программой, критикой материализма и общества потребления.
Д. В. Серебряков
Определения, значения слова в других словарях:
Поделиться: