Новые (нетрадиционные) религии - это...
НОВЫЕ (НЕТРАДИЦИОННЫЕ) РЕЛИГИИ — совокупность религиозных вероучений, появившихся во второй половине 20 в. Н. Р. так же называют религиями Нового века, альтернативными культами или неокультами, внеконфессиональными (надконфессиональными) верованиями, новыми религиозными движениями (НРД) и т. п. В широком смысле слова Н. Р. обозначают "все религиозные движения, возникающие в новое время, примерно с середины XIX века" (Р. Флаше).
Н. Р. получают распространение в США и Европе с конца 1950-х, в странах СНГ — с конца 1980-х. Причины появления Н. Р. многие исследователи видят в кризисе постиндустриальной культуры (материалистической по своей сути): масштабные ценностные трансформации после Второй мировой войны; секуляризация дает обратную реакцию в виде массовой сакрализации при замещении традиционной религиозности квазирелигиозным сознанием; усугубление чувства трагичности от бесперспективности разрешения нарастающих проблем (экологический кризис, политический экстремизм, ядерная угроза и т. п.); феномен социальной робинзонады личности: рост чувства одиночества человека, отчужденности, бессилия. В. Франкл обобщил эти причины как экзистенциальный вакуум, т. е. утрата людьми смыслообразующих ценностей жизни, потеря нравственной и социальной ориентации личности.
Классифицировать Н. Р. достаточно проблематично. Наиболее популярное основание для классификации — вероучение, догматика данной Н. Р. По этому основанию можно выделить:
1. Псевдохристианские Н. Р., для которых характерна опора на христианское наследие, в интерпретации которого они используют теософские и восточно-религиозные схемы или пытаются самостоятельно внести коррективы в традиционные христианские положения, делая упор на эсхатологию. Лидеры таких учений чаще всего выдают себя за "продолжателей дела Христа" ("Церковь объединения" С. М. Муна), за пророков "Третьего Завета" ("Богородичный центр" И. Береславского), за нового мессию ("Церковь Виссариона" С. Торопа), за Матерь Мира ("Великое Белое Братство" М. В. Цвигун) и т. п. К псевдохристианству относятся и все неопротестантские учения ("Дети Бога", "Христианская наука", христианская медитация, "Школа Христианского единства"). Псевдохристианские учения можно разделить на культы "Нового Откровения" (напр., мунисты, виссарионовцы) и псевдобиблейские, которые искажают Библию "своими" переводами и интерпретациями, вплоть до создания новых текстов (напр., иеговисты, мормоны). По времени возникновения эти учения можно классифицировать на новые (послевоенные) и культы со стажем (с 19 в.).
2. Неоориенталистские (неовосточные) Н. Р. — совокупность культов восточного происхождения, вероучительную основу которых составляют, как правило, индуизм, йога, даосизм и конфуцианство. Основной признак неоориентализма — упор на раскрытие внутренних способностей человека через овладение психотехнологиями: кришнаиты, "Трансцендентальная медитация", "Лига духовного возрождения Санатана Дхарма", "Единственная религия" ("Ошо"), "Аум Синрекё" и др. Эти Н. Р. носят инструменталистский характер, что привело к их большой популярности на Западе в 1960—1970-х.
3. Оккультизм, учения типа экологии духа. Для них характерна оккультно-мистическая направленность и наукоподобные объяснительные схемы и понятия (энергия, эволюция и т. п.): теософия, астрология, спиритуализм, мантика (системы гаданий "И Цзин", "Таро" и др.), вуду, масоны и т. д.
4. Неоязычество: друиды, виканская религия, ведовство и т. п. Часто идеология неоязычества используется в учениях ультраправых религиозно-политических организаций ("Новый Акрополь", церковь "Нави", движение "К богодержавию").
5. Сатанизм.
6. Псевдопсихологические и псевдомедицинские движения. Их основу составляет доктрина усовершенствования духовной силы человека и его физического состояния. Некоторые исследователи выделяют еще и так называемые коммерческие культы типа "Гербалайф".
Несмотря на разнообразие Н. Р., можно выделить три типа их специфических признаков: первый тип — организационные особенности, второй — кадровые, третий — вероучительные. К организационным можно отнести: поклонение живому божеству (обожествление лидера); жесточайшая централизация управления и суровая дисциплина; активное миссионерство; активное материальное жертвование или полный отказ верующего от собственности в пользу своей общины (т. е. в пользу лидера). Кадровые особенности Н. Р.: общая направленность на быстрое и радикальное изменение сознания новообращенного; агрессивные методы привлечения и удержания своих сторонников, основанные на психологической обработке индивидуума; требование безоговорочного принятия вероучения и исполнения культовых предписаний; полное разрушение социальных связей личности и включенность только в структуру группы единоверцев; унификация личности верующего до типа "фанатик" или "зомби". Вероучительные особенности: отсутствие догматической и обрядовой традиции (вероучение и культ находятся в стадии формирования, уточнения); ярко выраженное антихристианство и неоязычество (вплоть до идолопоклонства); синтетичность и эклектичность вероучения, в котором можно обнаружить и христианские, и восточные, и теософские, и научные понятия, символы и мотивы; такая компилятивность вероучения позволяет ему претендовать на обладание абсолютной истиной как результату "всеобщего синтеза" духовной традиции человечества; учение и обряд носят ярко выраженный мистический характер, коренящийся в системе эзотерических идей и установок. К особенностям Н. Р. можно отнести и методы вербовки сторонников, методы обработки неофита: "бомбардировка любовью" (Вы — центр внимания, восхищения, любви); информационная комфортность (Вы получаете ответы на все вопросы); изоляция (общение только с единоверцами); строгий режим (ограничение сна и пищи, изнурительные духовные практики, тяжелый физический труд). Эти методы присущи, прежде всего, т. н. тоталитарным (деструктивным) сектам, ставящим под полный контроль сознание и поведение адепта, разрушающих его личность.
Д. К. Безнюк
Поделиться: