Новгородцев - это...

НОВГОРОДЦЕВ Павел Иванович (1866-1924) - русский философ, социолог, правовед Окончил юридический факультет Московского университета Завершал образование в Берлине и Париже С 1896 - приват-доцент, с 1903 - экстраординарный, с 1904 - ординарный профессор Московского университета Преподавал также на Высших женских курсах В 1897 защитил магистерскую ("Историческая школа юристов, ее происхождение и судьба"), в 1902 - докторскую ("Кант и Гегель в их учениях о праве и государстве") диссертации После увольнения по политическим мотивам из Московского университета - ректор Московского высшего коммерческого института (1906-1918) Среди его учеников: Ильин, Вышеславцев, Флоровский, НН Алексеев и др Основатель "идеалистической школы права" (школы "возрожденного естественного права") Участвовал в сборниках "Проблемы идеализма" (1902) и "Из глубины" (1918) С 1905 - член партии кадетов, с 1917 - в составе ее ЦК, в 1906 избран депутатом I Государственной думы В годы гражданской войны читал лекции в Таврическом университете (Симферополь) В 1920 эмигрировал в Берлин, с 1921 - в Праге, где основал Русский юридический факультет в Пражском университете и возглавлял его до своей смерти, основал и был первым председателем Религиозно-философского общества им В Соловьева в Праге Основные работы: трехтомник "Введение в философию права", из которого был издан первый том "Кризис современного правосознания" (1909), первая часть труда "Об общественном идеале" (1917); "Политические идеалы древнего и нового мира" (в двух выпусках, 1910, 1913); "Лекции по истории философии права Учения нового времени 16-18 и 19 веков" (1912) и др Н исходил в своих научных построениях из критики концепций, постулирующих объективную реальность независимо от познающего сознания и игнорирующих автономность личности, обладающей разумным нравственным началом Наличие идеи должного (морального закона), по Н, - факт чистого сознания, безусловно достоверный сам по себе, независимый от исторической необходимости и эмпирической данности Нравственная идея императивна в качестве идеала и имеет абсолютную ценность В социокультурной практике императивная нравственная идея приобретает форму естественного права, задающего идеальные нормы культуры с меняющимися конкретно-социальными содержаниями Это предполагает признание самостоятельности этического начала Историческая и социологическая причинность неспособна объяснить необходимость идеи долга и перманентной критической оценки мира повседневности с позиции должного Естественноеправо раскрывается в идее моральной личности, которая выступает идеалом и целью самой себя Самоопределяющаяся личность, по Н является исходным пунктом общественной реальности, что предполагает бесконечное нравственное совершенствование личности, которое не может быть полностью реализовано в настоящем Личность, как носитель идеала, права изначально оппозиционна государству, закону (в силу постоянства разрыва между идеалом и действительностью) С другой стороны, они всегда связаны между собой Логика идеала задает разумную дистанцию личности и общества, но предполагает и встречу субъективного сознания с объективностью социальной реальности Тобр, сама природа личности двойственна: она стремится к абсолютной свободе, будучи при этом ориентированной одновременно на жизнь в социуме, на равенство и солидарность автономных индивидов Точно так же и социальный универсум предполагает - наряду со своим реальным измерением (социокультурные формы) - измерениеидеальное (нравственное сознание), предполагающее бесконечность своих воплощений в реальности Соответственно и культура несет в себе как уравнительно-нивелирующую, так и освободительно-индивидуализирующую составляющие Любые формы одностороннего рационализма порождают различные формы социального утопизма (социализм, анархизм) и вызывают кризис ценностей демократии, так как провозглашаемое формальное право свободы не дополняется, считает Н, правом на обеспечение достойного существования Начало 20 в со всей очевидностью показало как несостоятельность сциентистских претензий позитивистски ориентированной науки на переустройство общественной жизни, так и неспособность правового государства воплотить идеальную мечту верховенства права Господствовавшее в его время позитивное право Н называл "философией легального деспотизма", но и либеральный индивидуализм с его требованием невмешательства государства в частную жизнь терпит практическое поражение Все это приводит, по мысли Н, к глобальному кризису правосознания Наука отличается точностью своих заключений, но только этика (или мораль) характеризуются бесконечностью своих перспектив Гармония свободы и равенства оказывается, тобр, императивом нравственного действия, а не планом реальной социальной практики Эта критическая тема особенно усиливается в последний период творчества Н, характеризующийся его поворотом к религиозной проблематике Западное христианство, апеллирующее к принципу индивидуализма, по Н, испытывает глубокий кризис, перестает выполнять функцию всепроникающего нравственного общения Религия утрачивает смысл, человеческая душа опустошается, в ней разрушаются вечные связи и вековые святыни Кризис безрелигиозного Запада преодолим на принципах вселенской солидарности, присутствующих в православии и теоретически обоснованных BC Соловьевым и его последователями Религия становится для Н абсолютно ценным содержанием жизни, единственным путем преодоления идей (и практик) утопизма и индивидуализма: автономная мораль должна быть заменена, по Н, теономной моралью, а демократия - агиократией, властью святынь


Поделиться:

Реклама