Норма - это...

НОРМА (лат norma - руководящее начало, правило, образец) - 1) средняя величина, характеризующая какую-либо массовую совокупность случайных событий, явлений; 2) понятие, обозначающее границы (меру трансформаций), в которых явления и системы (природные и социокультурные), человеческая деятельность, поведение и общение, сохраняют свои качества и функции; задающее их внутреннюю соразмерность (упорядоченность) В социальной сфере Н конкретизируются через нормативы (специально аналитически рассчитываемые характеристики состояний), правила и предписания, а также через соотносимые с ними эталоны - образцы Н выступают как регулятивы социальных взаимодействий всех уровней и видов, обеспечивающие их организацию, упорядочивание, институционализацию и контроль Изменение Н является одним из механизмов изменения характера и направленности человеческой активности Н имеют два способа своего закрепления (и функционирования): знаковый (их закрепление в санкционируемых культурой кодексах, законах, сводах правил и тд, а также тексты культуры как таковые в плане нормативности их содержания; и социальный (их встроенность как схем в деятельность, поведение, общение) Кроме того, мышление, осознаваемая психическая жизнь также подчиняются определенным представлениям о "нормальности", репродуцируемым в данной культуре (Н суть "лишенная пространства точка между сумасшедствием и дураком", - Лот-ман) Сверхзадача Н - удержать инвариантность через пола-гание пределов вариативности Инвариативность в Н - это отсылка к "стоящей" за ней и "выражаемой" в ней ценности Статусом абсолютности в культуре может обладать только последняя, но она как бы инверсирует эту абсолютность в Н, подкрепляя последнюю своим авторитетом Н как абсолютизированное относительное, выступает законом функционирования социокультурных целостностей, обеспечивающим их устойчивость и самотождественность В социальной реальности Н могут складываться стихийно как практически находимые эффективные схемы взаимодействий, действий и отдельных операций (преобладающий тип нормотворчества в традиционных культурах), а могут специально (вне предполагаемых областей применения) разрабатываться соответствующими институциями (в том числе и через специальную обработку эксплицированных практических схем) и целенаправленно внедряться в социальную жизнь (преобладающий тип нормотворчества в нетрадиционных культурах) Предлагаемая Н может быть отторгнута на уровне социокультурных практик Принятие же означает ее постепенную стерео-типизацию в схемах опыта, с возможным последующим вторичным ее осознаванием как естественно возникшей в самом этом опыте и необходимостью ее нового "снятия" Такого рода схема движения Н может быть обозначена как норма-цикл, предполагающий переменную оборачиваемость знаковой и социальной форм функционирования Н Опривычива-ние ("хабитуализация"), нормирование, легитимизация и санкционирование (с акцентом на нормировании и включении в нормоцикл) - это способ освоения в системе актуальных отношений любой инновации (иначе последняя остается на уровне культурного артефакта) Исторически Н возникает из традиции как основного регулятива в архаических и доминирующего в традиционных обществах Логически же сама традиция (в определенном аспекте своей функциональной нагрузки) может быть рассмотрена как особый тип Н Принципиальное отличие Н от традиции усматривается в принципиальной "вписанности" последней в процессы жизнедеятельности (регуляция всегда "изнутри") и возможности (и преобладания) в Н регуляции "извне", ее не только целевой, но и возможной целеполагающей предназначенности к регуляции не столько самих процессов жизнедеятельности, сколько стремящихся к институонализации связей и отношений (хотя Н и задает со-размерность любым социокультурным проявлением и может быть интериоризирована, стереотипизирована в опыте) Н и традиция в пределе (в идеальном типе) имеют: разные генетические основания - Н искусственно конструируется, традиция складывается естественно-исторически (1); разный характер своей обязательности - Н санкционируется (приобретает легитимизацию) вне регулируемой ситуации специальными институциями, традиция же стремится к самодостаточности, автономизации областей действия своей регуляции, не нуждается во внешних институциях (2), традиция стремится гомогенизировать свои содержания, Н - гетерогенизируется, расщепляется по мере обнаружения в ней новых содержаний и применения к новым ситуациям регулирования Учет этих оснований различения позволяет выделить четыре типа подсистем в полной социокультурной нормативной системе Две из них характеризуют нормирование через традицию (аутентичная и вторичные виды традиции; последние есть по сути традиционализированные, те "оесте-ствленные" Н) Две других - нормирование через Н (собственно Н - технические и большинство социальных (в узком смысле слова) как регулирующих социальные взаимодействия и отношения, процессы распределения власти и управления в социальных системах; Н как "оискусствленные" традиции) Кроме того, традиция и Н векторно разнонаправлены Традиция стабилизирует и задает инерционность, акцентирует момент преемственности, детерминирует из прошлого Н - реагирует на изменения, акцентирует момент креаци-онности (механизм внедрения инновации), детерминирует из будущего Традиция непрерывна в своем действии, Н - дискретна Первая как бы задает внутреннюю, а вторая - внешнюю формы Во внутренней структуре Н выделяются три составляющие: диспозиция Н (описание ситуаций и способов применения, транслируемых в Н содержаний), императив Н (обязательства, накладываемые Н), характер связи диспозиции и императива (предписывание, дозволение, запрещение) Акцентирование императива определяет жесткость Н, акцентирование диспозиции - ее релятивность В последнем случае в Н явственнее проступает стоящая за ней ценность ("ценности сами по себе вообще не имею места в мире сущего, но значат" - Виндельбанд), в первом - актуальные социальные потребности и интересы Хотя и ценностно-прояв-ляющиеся (культурные в узком смысле слова) Н могут носить достаточно жесткий характер (особенно "табу" культуры), а выражение непосредственных социальных потребностей и интересов - быть достаточно мягкими (прежде всего, дозволения, в предельном случае - максима "что не запрещено, то разрешено") Различают: неразвитые Н (императив практически не прописан), "мертворожденные" Н (императивы не имеют под собой социальных и (или) культурных оснований), Н-фикции (условий для действия императива уже нет, но Н не денонсирована и продолжает нести знаковые нагрузки), Н-фантомы (императивность Н (как они сами) запрещается, но продолжает реально действовать, например приоритет закона кровной мести перед санкционируемым государством уголовным законом, преследующим кровную месть), реальнодей-ствующие (в разной степени актуализации) Н По генетическому источнику императива можно различать: Н экстравертиро-ванные (внешний источник, власть), Н интровертированные (самопорождающиеся), Н амбивалентированные (Н-амбовер-ты) Этим задается сила или слабость Н Ситуацию "отсутствия" или "исчезновения" Н Дюркгейм предложил описывать как "аномию" Нарушение Н описывается в социологии как социальное отклонение (девиация) В культуранализах появление инновации есть также нарушение Н В социологических и культурологических анализах особый интерес вызывает выявление реальных источников императивности на микроуровнях социума, в микросредах и конкретных жизнен ных ситуациях В данном случае речь идет о референтных источниках Н, инверсирующих Н и доводящих их до конкретного потребителя Н не действуют в культуре и социуме изолированно друг от друга, а образуют, как правило, соотносимые и (или) конкурирующие нормативные системы В этом отношении проводится дифференциация Н по сферам их применения (этические, социальные в узком смысле слова, культурные в узком смысле слова, эстетические, правовые и тд) В литературе представлены тенденция к универсализации всех Н либо как социальных, либо как культурных (в широком смысле слова) и противопоставления их на этом основании "Н", регулирующим природные (иногда и технические) системы В целом Н суть средства духовно-практического освоения мира, способы познания и действия субъектов, необходимое условие установления взаимосоотнесения их между собой Н суть социокультурные программы


Определения, значения слова в других словарях:

Психофизиология. Словарь Безруких М.М. и Фабер Д.А.
Норма (лат. norma — правило, точное предписание, образец, мера) — широкая зона функционального оптимума, или зона физиологических изменений, внутри которой среднестатистические колебания биохимических, психофизиологических, генетических и других параметров, свидетельствуют о...
Словарь Логики
Нормасм.: тивное высказывание.
Философский словарь
см.: тивное высказывание.
Философский словарь
— предписание, разрешение или запрещение действовать определенным образом. Н. выражается нормативным, или деонтическим, высказыванием. Языковые формулировки последних многообразны и разнородны. Иногда нормативное высказывание имеет форму повелительного (императивного)...
Философский словарь
(от лат. norma) - руководящее начало, узаконенное установление, признанный обязательным порядок, строй чего-л., правило, точное предписание, мерило, образец, установленная мера, средняя величина, количество, размер чего-л.
Философский словарь
- понятие, обозначающее границы, в которых вещи, явления, природные и общественные системы, виды человеческой деятельности и общения сохраняют свои качества, функции, формы воспроизводства. Понятие Н. конкретизируется в понятиях правил, образцов, предписаний. Оно применяется для...
Психологическая энциклопедия
(от лат. погта - правило, образец). В психологии и медицине термин Н. нередко используется для обозначения здоровья, но их нельзя считать полными син. Выделяют 3 основных вида Н.: 1) статистические, характеризующие статистическое большинство описываемых объектов; 2)...
Психологическая энциклопедия
(norma) - 1. Вид определенной части черепа, получаемый из какой-либо одной точки зрения, в котором производятся измерения. Череп рассматривают в пяти нормах: вертикальная - вид сверху, затылочная -сзади, лицевая - спереди, латеральная - сбоку, базилярная, или наружное основание...
Психологическая энциклопедия
1. Статистически: число, значение или уровень (или диапазон таких чисел, значений или уровней), которые являются репрезентативными для группы и могут использоваться в качестве основы для сравнения индивидуальных случаев. В этом смысле любое измерение центральной тенденции (или...
Психологическая энциклопедия
- установленная мера, средняя величина чего-либо.

Поделиться:

Реклама