Номинализм - это...

НОМИНАЛИЗМ (лат nomina - имена, nominalis - относящийся к названиям) - (1) - в узком смысле - направление средневековой схоластики, конституирующееся как один из вариантов решения проблемы универсалий и противостоящее реализму по критерию интерпретации природы последних (см УНИВЕРСАЛИИ); (2) - в широком смысле - интерпретационная парадигма, проявившая себя в ориентации философии, науки, логики, математики, этики, теологии и др сфер культуры на семантическое и аксиологическое доминирование конкретной единичности над абстракцией общего Базовый тезис Н констатирует лишенность общих понятий онтологического статуса и связывает их существование в качестве имен только со сферой мышления Основополагающие идеи Н были высказаны еще в античной философии в контексте критики платоновской концепции "мира идей" стоиками, киниками (Антисфен и Диоген Синопский) и перипатетиками (Александр Афродизийский) В раннем средневековье взгляды, семантически изоморфные Н, высказывались Марцианом Капеллой (5 в) В рамках узлового для средневековой философии спора об универсалиях оформление номиналистическою позиции связано с именами Бе-ренгара Турского (11 в) и - особенно - Иоанна Росцелина (ок 1050 - ок 1122), давшего системное обоснование Н В процессе длительной и острой драматической борьбы Н с реализмом кристаллизуются многочисленные направления Н с различными семантическими оттенками Прежде всего, правомерно говорить о радикальном или крайнем Н, полагающем реальным существование лишь единичных вещей (res singulares), в то время как общие понятия (имена) объявлялись лишь "звучанием голоса", flatus vocis (Росцелин), и об умеренном Н, усматривающем основания интегрирующего имени в онтологически заданных свойствах сходных вещей (концептуализм, терминизм) Веер культурных аппликаций Н достаточно широк Прежде всего, в своем приложении к теологической проблематике он выступает основанием критики тринитарного догмата, отрицая общее понятие, объединяющее ипостаси Троицы в качестве реальной сущности (решением Суассонского Собора (1092) Иоанн Росцелин был обвинен в "тритеизме", а его учение было квалифицировано как еретическое), в силу чего Н впоследствии неоднократно актуализировался в контексте антитринитаристских идей В приложении к гносеологической проблематике Н выступает в историко-философской традиции своего рода принципиальным основанием сенсуализма: в средневековой философии - Николай из Отрекура, Николай Орем, Жан Буридан и др, что же касается более поздних экспликаций, то в варианте концептуализма Н фундирует собою программу синтеза эмпиризма и рационализма (Локк); в крайнем же своем варианте Н послужил основой субъективизма в гносеологии и тактически был положен в основу неопозитивистской программы элиминации из языка науки "метафизических суждений" (физикализм) В приложении к антропо-этической и социальной проблематике Н задает яркий вектор индивидуализма: от ранних концепций свободы воли у Иоанна Дунса Скота до индивидуалистических концепций 14 в, фундированных принципом невозможности примата общего (целого), те социальной иерархии, над частью, те частной жизнью (идеи "соборного движения" за признание авторитета национальных собраний верующих выше авторитета папы) Применительно к проблематике логической Н закладывает ориентацию на узкую трактовку исчисления предикатов, основанную на том принципе, что значениями переменных могут выступать лишь онтологически артикулированные объекты, их дискрипции и имена, но не символические термины, смысл которых задается контекстом (тезис Куайна о недопустимости связывания универсалий кванторами V и э, ибо в противном случае логика неизбежно сталкивается с парадоксами; классический пример - парадокс Рассела) Будучи апплицированным на сферу осмысления фундаментальных оснований математики, Н становится актуальным в 1-й четверти 20 в И если становление теории множеств стимулировало возрождение в математике так называемого платонизма (Г Кантор, Фреге), допускающего неограниченное введение абстракций как онтологических сущностей (принцип абстракции), то в противовес ему в сфере логико-философских оснований математики оформляется изоморфная Н программа исключения абстракции (С Лесьневский, Л Хвистек, Котар-биньский, Тарский, Н Гудмен, Куайн, Л Генкин, Р Мартин и др) Целью этой программы является построение вне-парадоксальной математики на основе формализованных языков, в системе которых реализуется исключение абстракций (теорема исключения абстракций В Крейга) и замены их языковыми моделями (функциональная семантика Тарского) Такая постановка проблемы выводит в сферу внелогической проблематики, касающейся фундаментальных философских вопросов: "как символизм математики функционирует в качестве языка, полезного при взаимодействии между теми, кто употребляет этот символизм, и их физическим окружением? На самом деле это и есть решающий вопрос В чем состоит соотношение между языком и объектами мира?" (Л Генкин) В этой связи номиналистическая программа позволяет расширить подход к проблеме математического формализма и языка, инспирируя развитие таких сфер, как логическая семантика, формальная семантика, теория записи, языковое моделирование и др) Н, таким образом, может рассматриваться не только как направление средневековой схоластики, но - шире - как культурный феномен пара-дигмального характера, проявивший себя в различных социокультурных областях


Определения, значения слова в других словарях:

Философский словарь
(лат. nomina - имена, nominalis - относящийся к названиям) - 1 ) в узком смысле - направление средневековой схоластики, конституирующееся как один из вариантов решения проблемы универсалий и противостоящее реализму по критерию интерпретации природы последних (см. Универсалии); 2...
Философский словарь
средневековое учение, утверждавшее, что общие идеи – лишь слова, которым в уме не соответствует, никакая реальность.
Философский словарь
- философское учение, отрицающее онтологическое значение универсалий (общих понятий), т. е. утверждающее, что универсалии существуют не в действительности, а только в мышлении.
Философский словарь
(лат. nomen - имя) - одно из гл. направлений ср.-век. схоластич. философии. Настаивая на объективном существовании лишь единичных вещей, сторонники Н. отвергали положения реализма, признававшего объективноесуществование общих понятий в божеств, уме. Если для крайних номиналистов...
Философский словарь
(от лат. nomina - имена)- течение в схоластической мысли, признававшее реальноесуществование только индивидуальных вещей, а не общих понятий (универсалий), овладеть которыми стремится познающий разум. Универсалии были представлены в номинализме только как имена или слова,...
Философский словарь
(от лат. nominalis - относящийся к именам, названиям) - философская позиция, отрицающая реальность общего и рассматривающая абстрактные понятия лишь как названия. Денотатом термина может быть только единичное, которое - в зависимости от типа философии - понимается как...
Психологическая энциклопедия
1. Философская точка зрения, согласно которой абстрактные идеи или понятия не имеют объективной реальности и, следовательно, не могут быть полноправными объектами научного исследования. Номиналисты утверждают, что реальность состоит исключительно из объективных деталей и что...

Поделиться:

Реклама