Ницше - это...
НИЦШЕ (Nietzsche) Фридрих (1844-1900) - немецкий мыслитель, который дал пролог к новой культурно-философской ориентации, заложив фундамент "философии жизни" В творчестве и личной судьбе Н наиболее драматично отразился кризисный характер переходной эпохи на рубеже 19 - начала 20 столетия, выразившийся в тотальной утрате веры в разум, разочаровании и пессимизме В философской эволюции Н можно выделить следующие основные этапы: 1 Романтизм молодого Н, когда он целиком находится под влиянием идей Шопенгауэра и Г Вагнера; 2 Этап тназ позитивизма, связанный с разочарованием в Вагнере и резким разрывом с идеалом художника: Н обращает свой взор к "положительным" наукам - естествознанию, математике, химии, истории, экономике; 3 Период зрелого Н или собственно ницшеанский, проникнутый пафосной идеей "воли к власти" В свою очередь, творчество зрелого Н с точки зрения топики и порядка рассматриваемых им проблем может быть представлено сл обр: а) создание утверждающей части учения путем разработки культурно-этического идеала в виде идеи о "сверхчеловеке" и о "вечном возврате"; б) негативная часть учения, выразившаяся в идее "переоценки всех ценностей" Главной работой раннего Н является его первая книга под названием "Рождение трагедии, или эллинст-во и пессимизм" (1872), продемонстрировавшая высшего класса филологический профессионализм, эрудицию и мастерство работы с классическими источниками Однако филологические достижения автора целесообразно рассматривать только как идеальное средство, с помощью которого он идет от истолкования классических текстов к герменевтике современной ему эпохи Внешней канвой работы становится противоположность аполлонического (как оптимистически радостного, логически членящего, прекрасного) и дионисического (как трагически-оргиастического, жизнеопь-яняющего) начал, через развитие которой прослеживается вся история человечества, в том числе и современной для Н Германии Есть в книге, однако, и второй ракурс: то, что сам Н назвал "проблемой рогатой" - это проблема науки, разума (который уже здесь, в этой ранней работе, рассматривается как опасная, подрывающая и подменяющая жизнь сила) Только искусство, которое на ранних этапах человеческой цивилизации играло, по Н, первостепенную по сравнению с наукой роль в жизни общества, является полнокровным воплощением и проявлением подлинной жизни, стихийным, ничем не детерминируемым, кроме воли и инстинктов художника, процессом жизнеизлияния Отсюда сакраментальная фраза Н, ставшая своеобразным девизом его раннего эстетизма - "только как эстетический феномен бытие и мир оправданы в вечности" Что же касается современной культуры с ее ориентацией на науку (истоки которой он прослеживает, начиная с Сократа), она оказалась глубоко враждебной жизни, так как опиралась на искусственный, все схематизирующий разум, глубоко чуждый инстинктивной в ее основе жизни Исходя из такого понимания генезиса культуры, Н строит затем всю свою последующую культурологию В этом смысле "Рождение трагедии" можно было бы без преувеличения назвать своеобразным ключом к расшифровке всего его последующего творчества - этого "покушения на два тысячелетия противоестественности и человеческого позора" Завершает труд "чудовищная надежда" философа на возрождение трагического века с его дионисическим искусством, ставшим своеобразным символом жизненности Здесь же Н формулирует главную проблему всей его жизни и философии, которая найдет затем наиболее полное воплощение в работе "Так говорил Заратустра" - как, каким путем создать такую культуру, подчиняясь которой человек мог бы облагородить свой внутренний мир и воспитать себя самого Но пока, на данном этапе его творчества эта проблема формулируется им в поэтически-символическом требовании "возрождения трагедии", идеи трагического познания и трагического человека, воплощающих, по Н, переизбыток жизни Непризнание работы, крах прежних идеалов, резкое обострение болезни и тп - все это заставит его мужественно отказаться от надежды "облагородить когда-либо человечество" Н отказывается от роли мессии, отдавая все свои силы изучению наук о человеке ("Человеческое, слишком человеческое", 1874; "Утренняя заря", 1881) Пройдет несколько лет, прежде чем Н вновь решит "возвратить людям ясность духа, простоту и величие" и сформулирует главную положительную задачу своей философии Она виделась ему в утверждении верховной ценности культурного совершенствования человека, в результате которого должен появиться новый тип человека, превосходящий современных людей по своим морально-интеллектуальным качествам В роли такого культурно-этического идеала Н выдвигает эстетизированный им и заключенный в художественно законченную форму образ сверхчеловека Можно говорить по крайней мере о двух противоречивых ракурсах, или о двух его измерениях: а) сверхчеловек - как возможный и достижимый в перспективах реального будущего идеал всего человечества; б) сверхчеловек - как лирическая фантазия, которую ее создатель творит, пренебрегая каким-либо точным изложением своей мысли и которой он всего лишь как бы забавляется, возбуждая "низшие слои человечества" Однако и в первом случае Н иногда употребляет это понятие не совсем в избранном им самим же ракурсе, используя его для характеристики отдельных личностей "высшего типа", уже существовавших в истории, хотя "лишь как случайность", как исключение, "непреднамеренно" и наиболее полно воплотивших в себе идеал сверхчеловека Речь идет о тназ "историческом сверхчеловеке" - Александр Великий, Цезарь, Август, Цезарь Борджиа, Наполеон Хотя, как правило, свой идеал Н приурочивает все же не к отдельной человеческой единице, а к человеческому виду в целом, облекая его в биологическую оболочку и представляя как зоологический тип, на порядок более высокий, чем Homo sapiens Такой человек будущего должен быть достигнут, согласно Н, путем усовершенствования, строгого отбора и сознательного воспитания новой породы людей По мере развития этой идеи, точка зрения философа несколько видоизменяется; Н четко осознает тот факт, что каждый существующий вид имеет свои, строго определенные границы, которые он просто не в силах переступить Он пишет: "Моя проблема не в том, как завершает собою человечество последовательный ряд сменяющихся существ (человек - это конец)" Однако, при этом он все же удерживает так полюбившийся ему термин "сверхчеловека", переводя проблему в плоскость поисков наиболее желательного, ценного и достойного жизни человеческого типа Как и любой идеал, сверхчеловек Н возникает в качестве антипода современному культурному человеку, "от нечистого дыхания которого" философ просто задыхался Созданный им образ отличает гармония и синтез двух начал - дионисического с его радостным утверждением инстинктивной жажды жизни, и аполлоновского, придающего этой бьющей через край жизни одухотворяющую стройность и цельность идеала Вся эта громадная сила должна, по Н, быть направлена в творческое неустанное стремление к новому Его сверхчеловек - это прежде всего творец, обладающий сильной, стремительной, "длинной волей", творец самого себя как автономной и свободной личности К числу направленных вовне составляющих его идеала Н относит умение жертвовать собой; "дарящую добродетель"; великодушие и безграничную жажду деятельной любви; честность, неустрашимость; твердость; героизм и тп - все, что, по его мысли, позволит сверхчеловеку придать свой, истинно человеческий смысл всему на этой земле Ряд внешних обстоятельств, и прежде всего резкое неприятие первой книги "Так говорил Заратустра" (1883), в которой Н сформулировал все качества своего идеала, убедили мыслителя в полной тщетности его предприятия по осчастливливанию людей Отсюда совсем иная тональность второй книги "Заратустры" и всех следующих за ней работ, в которых Н самым серьезным образом переосмысливает свою идею ("Ессе Номо", 1888; "Антихрист", 1895 и др) Так постепенно в романтическом идеала человека будущего на первый план выдвигается культ сильной личности, с крайней жестокостью преодолевающей все моральные нормы современного общества Более того, подключение фаталистской идеи о "вечном возврате", которую Н вводит в уста своему идеалу, и которая должна "унизить всех слабых и укрепить сильных", ибо только последние, любящие жизнь и видящие ее ценность, способны вынести ее "вечную повторяемость", вносит определенный диссонанс в первоначальный образ сверхчеловека Эта горькая истина вечной повторяемости всего и вся, которая, по Н, придает высший смысл жизни как таковой, налагает огромную, почти непосильную ответственность на человека и почти лишает его веры в будущее сверхчеловечество Поэтическая мощь его языка передаст это отчаяние следующими словами: "Это возбуждает ужасную жажду и, в конце концов, нечего пить" Вслед за выполнением утверждающей части его задачи наступает очередь негативной ее компоненты, которая оказывается самым непосредственным образом связана с предыдущей На пути творения новых ценностей ("Новое хочет творить благородный - новую добродетель") Н столкнулся с могучим противником в лице всей моральной ипостаси современной ему философии, поэтому он решает "радикальным сомнением в ценностях ниспровергнуть все оценки, чтобы очистить дорогу" Так начинается великая война Н за освобождение людей от власти духов и социальных авторитетов, вошедшая в историю культуры под броским лозунгом "переоценки бывших до сего времени ценностей" Именно эта борьба и сделала Н одним из наиболее ярких певцов "европейского нигилизма", который стал не просто делом всей его жизни, но и личной судьбой Все работы, написанные им после "Заратустры", являют собой такую "переоценку", хотя наибольший интерес в этом ряду представляют два его крупных произведения, в которых ревизия прошлого удивительно сочетается с провидением будущего ("По ту сторону добра и зла Прелюдия к философии будущего", 1886 и замысленное в качестве приложения и ставшее затем своего рода пролегоменами к ней - "К генеалогии морали", 1887) Исследование философии, христианской религии и аскетической морали приводит Н к выводу о том, что они отрывают человека от истоков подлинного существования, от самой жизни Тот путь, по которому в результате пошло европейское человечество, оказывается поэтому чреват целым рядом чудовищных последствий, которые Н пророчески предвещает своим современникам, приоткрывая завесу европейского будущего: распад европейской духовности и девальвация ее ценностей, "восстание масс", тоталитаризм и воцарение "грядущего хама" с его нивелировкой человека под флагом всеобщего равенства людей Более того, именно в этих, по его словам "ужасных, проистекающих из его души - очень черных книгах" Н по сути дела задает топику всех философских направлений 20 в - и самой философии жизни с ее пророчествами о "Закате Европы", и идей таких мыслителей, как Ортега-и-Гассет, Гуссерль, Хай-деггер, Ясперс и тп, пролагая тем самым дорогу как качественно новому типу философствования, так и нестандартным нормам европейской ментальности Им закладываются оригинальные методологические и языковые парадигмы, которые получат затем колоссальную развертку в феноменологических, герменевтических и поструктуралистских изысках 20 века, воплотивших в себе основы дескриптивно-деструктивной феноменологии Н В этом плане можно говорить об огромном воздействии его культурных идеологем, а также стилистики его языка на западное самосознание эпохи модерна и постмодерна Завершающим аккордом зрелого ницшеанства и в то же время своеобразным его метафизическим стержнем стала концепция волюнтаризма, сделавшая главным принципом бытия и объяснения мироздания "волю к власти" Антисистематичность и антиметафизизм как характерные черты мировоззрения Н, не сводятся у него, однако, к простому отказу от притязаний на целостность и полноту теоретического охвата реальности; они предполагают, скорее, формирование очень своеобразного типа метафизики, носящего во многом нетрадиционный и по преимуществу прикладной характер Такой ее статус можно объяснить тем, что, во-первых, на место хрестоматийного бытия философов, как основы и сущности всего существующего, Н выдвигает "жизнь", с ее вечным движением и становлением, лишенную традиционной атрибутики бытия А во-вторых, в основе процесса создания этой метафизики лежит все та же, титаническая интенция к утверждению жизни и жажда "мощных людей", которая пронизывает все разделы его творчества, и которая обусловливает плавный переход онтолого-гно-сеологической части его философии в моральное творчество с целью основательно фундировать его идеал сильного и целостного человека Это обоснование не станет, однако органически связанным с его идеалом, более того, оно даже деформирует последний в сторону худшего "Воля к власти", по Н, - это не только основной, но и единственный принцип всего совершающегося, то единое, что лежит в основе всего многообразного Все процессы, как физические, так и духовные, Н стремится представить как различные модификации этой идеи Поэтому все существующее он представляет как распадающееся на некоторые своеобразные центры силы органической и неорганической жизни, постоянно соперничающие между собой Сама жизнь приобретает в трактовке Н значение некоей части мирового процесса, особого вида мировой энергии, а потому только одного из проявлений воли к власти Полемизируя с Дарвиным, утверждавшим в качестве основного двигателя жизни борьбу за существование, Н провозглашает новый лозунг: "Жизнь есть воля к власти" Данную тенденцию Н обнаруживает на всех ступенях органической жизни, она постепенно приобретает (в границах экстраполяции на жизнь человека) вполне определенный, виталистического характера морально-социальный пафос Опираясь на этот принцип, Н разрабатывает основы новой гносеологии как перспективного учения об аффектах, которое органически вытекает из его онтологии Будучи только частью универсальной жизненной силы и выражением единого жизненного принципа, человек, как и любой сложный механизм, представляет собой множество "воль к власти" и множество способов и форм их выражения, среди которых самой первой и наиболее естественной компонентой является совокупность его аффектов Именно под влиянием этих стремлений, из которых наиболее сильным является стремление к счастью, человек, по Н, определенным образом истолковывает окружающий его мир, стремясь навязать свою перспективу, как норму, всем другим влечениям Что касается мышления, познания, то Н рассматривает их только как "выражение скрытых за ними аффектов", как своеобразное орудие власти, служащее как можно большему усовершенствованию животных функций, или повышению жизненности Этой же цели оказываются подчинены и само сознание и все наивысшие продукты его деятельности: разум, логика и тп, служащие лишь схематизации и упрощению этого сложного мира, но отнюдь не его познанию или поиску истины Н и здесь осуществляет переоценку традиционных представлений об истине и заблуждении, не видя принципиальной разницы между ними, тк и то, и другое носят, по его мнению, чисто служебный характер, способствуя исключительно жизнеутверждению Это же касается и любого рода рациональной аргументации, обращаемой к разуму, суждения которого о мире являются не более, чем "интерпретациями особого рода перспективы" - те своеобразными точками зрения, своеобычными видениями этого мира, вечно меняющимися, как и он сам Как и все философы жизни Н - иррационалист в силу того, что разум чужд жизни, он деформирует и умерщвляет ее, более того, он искажает показания органов чувств, которые как считает Н, "никогда не лгут" Только в инстинкте, по Н, непосредственно выражен принцип всего существующего - воля к власти Н считал, что физическое начало в человеке гораздо выше, чем духовное, ибо последнее, по его мнению, является только надстройкой над истинным фундаментом - жизнью тела, как непосредственным воплощением природной воли Своеобразными отзвуком жесточайших и непрекращающихся физических недугов Н стало его убеждение, что "существуют только физические состояния, духовные - только следствия и символика" Н воспевает инстинкт как ближайший руководитель и выразитель всех потребностей человеческого тела Многие из его идей о несовершенстве человеческого организма, о человеке как "не установившемся животном", биологически ущербном существе и тп, послужили исходной основой для построения в философской антропологии, особенно ее биологической ветви (Плеснер, Гелен и др) (см также: ВОЛЯ К ВЛАСТИ, ВЕЧНОЕ ВОЗВРАЩЕНИЕ)
Поделиться: