Нибур Рейнхольд - это...

НИ́БУР Ре́йнхольд (1892—1971) — американский теолог, представитель протестантской "неоортодоксии". Из семьи лютеранского священника. В 1915—1928 гг. сам был пастором евангелической церкви "Вефиль" в г. Детройт. С 1928 по 1960 гг. преподавал теологические дисциплины в Нью-Йорке.Его теологическая концепция развивалась в полемике с традицией либеральной теологии и идеями социального евангелизма. За образом "Царства Божьего на земле", полагал Н., стоят совсем не евангельские нормы этики. По сути, этот образ идеализирует стандарты поведения, стремящегося к мирскому благополучию. А их подоплекой является погоня за наживой, безразличие к людям. Корыстные мотивы присущи даже пасторам и проповедникам, отмечал Н. в своем дневнике "Страницы из тетрадей прирученного циника", опубликованном в 1929 г. В реальной жизни нет места абстрактным и универсальным идеалам. Все интересы имеют конкретную социальную и имущественную привязку. Наблюдение за обществом в условиях экономического кризиса и Великой депрессии в США 1929—1933 гг. позволило Н. критически отнестись к упованиям на благотворность нравственного идеализма христианской веры для практической жизни. Об этом была его работа "Нравственный человек и безнравственное общество" 1932 г. Из подобных выводов следовало и толкование Н. причин происходящего.Причина социальных бедствий и пороков — в фундаментальности греха. Он не сводим просто к эгоизму или невежеству. Грех коренится в самой природе человека как сотворенного существа. Но эта же сотворенность делает людей причастными Богу. Возникает трагическая двойственность конечного и вечного, зависимого и свободного начал в человеке. Предположение о присутствии Бога в мире, которое сняло бы трагизм ситуации, Н. считал несостоятельным. Бог трансцендентен миру, находится за пределами какого-либо чувственного восприятия и разумного познания. Однако пессимизм этого открытия можно преодолеть, если осознать свою полную зависимость от Бога. Тогда человек освобождается от иллюзий и наивных упований на глобальное переустройство жизни. Христианский реализм предписывает просто заниматься непосредственной практической деятельностью и в этом видеть исполнение своего долга перед Богом. "Царство Божие" будет в таком случае провиденциальной эсхатологической перспективой, обнадеживающей верующих своей конечной неотвратимостью.Рассуждениям на данную тему Н. посвятил серию лекций 1939 г. в Эдинбургском университете, вышедших в двухтомном издании 1941—1943 гг. под названием "Природа и судьба человека". В дальнейшем центральной для его воззрений становится преимущественно религиозно-историософская тематика ("Вера и история", 1949; "Ирония американской истории", 1952 и др.).


Определения, значения слова в других словарях:

Философский словарь
(1892-1971) - амер. теолог, один из крупнейших в совр. протестантизме. Кризис, потрясший в кон. 20-х гг. США, привел Н. к отказу от традиций либеральной теологии с присущей ей верой в прогресс и был осмыслен Н. с позиций т.н.диалектич. теологии в духе соц. пессимизма. В работе «...

Поделиться:

Реклама