Неоплатонизм - это...
НЕОПЛАТОНИЗМ - философско-мистическое направление античной мысли 3-6 вв, соединяющее восточные учения с греческой философией Н представляет собой синтез идей Платона с добавлением логики и толкований Аристотеля, не противоречащих Платону, пифагоризма и орфизма, идей халдейских оракулов и египетской религии Корни некоторых идей (например, эманации духа в материю и его возвращение и слияние с Богом (Абсолютом) уходят в ин-дуискую философию Как социальное движение Н существовал в виде отдельных школ: александрийская (Аммоний Саккас), римская (Плотин, Порфирий), сирийская (Ямвлих), пергамская (Эдесей), афинская (Сириан, Прокл) Основное философское содержание Н составляет разработка диалектики платоновской Триады: Единое-Ум-Душа Н представляет иерархию бытия по нисходящей-восходящей ступеням: над всем существует неизреченное, сверхсущее Единое, Благо Оно эманирует в Ум (Нус), где происходит дифференциация на равносущее множество идей Ум нисходит в Душу (Псюхе), где появляется чувственное начало и образуются иерархии существ демонических, человеческих, астральных, животных Образуются умственный и чувственный Космос Дальнейшая эманация в материю необходима для развития и совершенствования душ, умов и возвращения их к Единому Задача человека - преодолеть страсти, вожделения, пороки и путем добродетелей, аскетизма, теургии, музыки, поэзии, творчества стремиться к слиянию с Единым Истинное соединение с Божеством-Благом может наступить в состоянии сверх- и безумного экстаза На Н оказал влияние стоицизм с его учением о тождестве мирового Первоначала (Огня) с внутренним Я человека, и о периодических огненных катаклизмах, очищающих Землю Н признает учение о переселении душ (метемпсихоз), эманации Божества, духовных иерархиях, учит освобождению души из материи Н элиминирует из Божества все элементы антропоморфизма и определяет Бога как непознаваемое, сверхразумное, сверхмировое неизреченное начало Мистика, утонченная логика и абсолютная этика всегда были в единстве и шли "рука об руку" в Н Основателем Н является Аммоний Саккас (ум 242), который не оставил письменного изложения своего учения Продолжателем и систематизатором Н стал Плотин, создавший школу в Риме (244) С 270 его ученик Порфирий продолжает дальнейшую разработку Н Ямвлих, ученик Пор-фирия, основывает сирийскую школу и впервые вводит в Н практику теургии Сочинение Ямвлиха "О мистериях" объединяет мантику, теургию и жертвоприношения Ученик Ямвлиха Эдесей создает пергамскую школу (4 в), уделяя внимание преимущественно мифологии и теургии К этой школе принадлежал император Юлиан В сочинении Евнапия "Жизнеописания философов и софистов" содержатся важные сведения о Плотине, Порфирий, Ямвлихе и ближнем круге императора Юлиана Платоновская школа в Афинах через ритора Лонгина поддерживает связи с Порфирием В дальнейшем ее руководителем становится Сирин (5 в), который определяет круг текстов Н: труды Платона, пифагорейцев, Гомер, орфическая литература, "Халдейские оракулы" Его преемник Прокл подводит итог развитию платонизма После смерти Прокла во главе афинской школы стояли Марин и Исидор, ставившие озарение выше теоретических исследований Александрийская школа тесно связана с Афинской Многие ее философы учились у афинян У Плутарха - Гиерокл, автор комментариев к "Золотым стихам" пифагорейцев, у Сириана - Гермий, у Прокла - Аммоний В 529 вышел запрет императора Юстиниана на деятельность философских школ Платонизм и Н были преданы анафеме на двух Поместных Соборах в Византии (1076, 1351) Между тем, Н оказал мощное - прямое и косвенное - влияние на становление христианского вероучения (см ХРИСТИАНСТВО, ТЕОЛОГИЯ) и теизма в целом Оказал содержательное влияние на всю европейскую традицию, а также на европейскую, арабскую, еврейскую философии Значение Н для истории философии особо отмечал Гегель: "в Н греческая философия достигла полной силы и высочайшего развития на фоне кризиса римского и всего античного мира" В 20 в Н выступает специальным предметом исследования и реинтерпретации
Определения, значения слова в других словарях:
Поделиться: