Не-я - это...
НЕ-Я - противополагаемый "я" один из членов второго основоположения наукоучения Фихте, гласящего: "я" полагает "Н" или "я" полагает "Н" в "Я" Исходным требованием всей философии Фихте является осуществление акта самополагания ("я" полагает само себя"), следствием которого становится необходимость для "я" определить самого себя, а значит - отличить себя от всего другого, противоположного ему, того, что является "Н" ("Н" не есть "я") Так как только "я" полагается первоначально, то и противополагать можно только этому "я"; более того, только само "я" есть то, что противополагает, и таким противополагаемым "я" есть "Н" Данное положение наукоучения не должно трактоваться в том смысле, что "я", полагая "Н", творит тем самым природу и мир вне человека - тн "вещи в себе" Фихтеанское "Н" не есть вещь вне нас, не есть нечто такое, что находится вне нашего сознания Фихте совершенно отказывается от кантовской "вещи в себе", полагая, что "Н", даже будучи отличным от "я", полагается "я" не где-нибудь, а именно в сознании (отсюда: "я" полагает "Н" в "Я"), те "Н" само является только чем-то представленным в сознании, в "Я", его содержанием и не более В определенной мере отношение "я" и "Н" может быть выражено через категории субъекта и объекта, в качестве двух необходимых первичных противопоставлений, содержащихся в акте самосознания и мыслимых только по отношению друг к другу Как субъект не может мыслиться без объекта, так и объект не мыслим без субъекта Дальнейшее развитие этого взаимоотношения ("я" и "Н") осуществляется у Фихте через категорию взаимодействия, выражающую взаимное определение ими друг друга Так формулируется третье основоположение фихтеанского наукоучения: "я" противополагает в "Я" делимому "я" делимое "Н", из которого следует затем разделение всего наукоучения на практическое и теоретическое Так как "я" и "Н" оба полагаются в "Я" и через "Я", как ограниченные друг другом, то соответственно их объединение предполагает их одновременное взаимное ограничение, в котором с необходимостью содержатся два действия: 1) либо "я" определено "Н", и между ними складывается причинное отношение основания, и "я" оказывается теоретическим; 2) либо "Н" определено "я", и между ними складывается причинное отношение цели и действия, а "я" оказывается практическим Соответственно, системы теоретического и практического наукоучения становятся двумя координированными рядами, образующими связанное целое, в котором реальность "Н" может быть уяснена только из теоретического "я", а необходимость последнего - из практического "я" Тобр, Фихте преодолевает кантовский дуализм и обосновывает единство теоретического и практического "я", показывая основополагающую роль практически-деятельностного отношения к миру
Определения, значения слова в других словарях:
Поделиться: