Нарциссизм - это...
НАРЦИССИЗМ (греч Narciss - Нарцисс, Наркисс) - в наиболее распространенном значении - самовлюбленность, любая форма любви к себе Представление о Н и соответствующее понятие восходят к древнегреческой мифолии Согласно самой известной версии, Нарцисс, увидев свое отражение в воде, не мог оторваться от созерцания своей красоты и умер от любви к себе После смерти был превращен богами в цветок нарцисс Понятие Н иногда используется как обозначение и символ человеческого самопознания Именно поэтому, в соответствии с заветом великих мудрецов древности - "Познай самого себя" - цветок нарцисс является эмблематическим изображением философии как формы человеческого самопознания Н как научное понятие было введено в оборот X Эллисом в 1898 для обозначения патологической формы самовлюбленности Наибольшее распространение и популярность получило вследствие использования его в различных психоаналитических и психоаналитически ориентированных учениях В классическом психоанализе Фрейда понятие Н использовалось с 1910 и по мере развития его учения употреблялось в различных сопрягающихся значениях, которые всегда были связаны с обозначением или трактовкой состояния и (или) направленности либидо и действием принципа удовольствия В конечном счете в психоанализе понятие Н использовалось преимущественно для обозначения осознаваемой и неосознаваемой самовлюбленности и двух форм Н: 1) первичного Н - общего первоначального состояния либидо периода раннего детства, когда либидо ребенка полностью обращается на него самого (эту форму Фрейд считал нормальной стадией психосексуального развития, характеризующейся отождествлением объекта и субъекта любви) и 2) вторичного Н - когда либидо взрослого человека дистанцируется от объектов и обращается на своего собственного носителя - на Эго, "Я" человека) Наряду с данными значениями понятие Н употреблялось, Фрейдом также для: а) обозначения сексуальной перверсии, при которой основным объектом сексуальных устремлений человека является его собственное тело, б) обозначения нарциссического выбора объекта любви, основанного на сходстве объекта с самим субъектом Этот тип избрания объекта любви по своему собственному образу и подобию истолковывался Фрейдом как попытка обретения в объекте любви самого себя, являющаяся следствием некоторого нарушения либидо, в) обозначения гомосексуального выбора объекта, г) обозначения либидозного дополнения эгоизма, д) обозначения эгоцентризма, когда человек считает себя точкой отсчета в выборе поведенческих стратегий и др В психоанализе Фрейда довольно представительно использовались введенные им понятия: 1) "нарциссическое либидо" (либидо, направленное на "Я" (Я-либидо), которое иногда отождествлялось им с влечением к самосохранению); 2) "нарциссиче-ская идентификация" (процесс самопроецирования на "Я" утраченного сексуального объекта, когда отведенное либидо ориентировано на "Я" и обусловливает отождествление собственного "Я" с оставленным объектом, в силу чего человек направляет на "Я" предназначавшиеся объекту различные амбивалентные импульсы, в том числе и агрессивные); 3) "нар-циссические неврозы" (функциональные расстройства психики, отличительной чертой которых является фиксациялибидо на ранних фазах развития и его направленность на "Я", повышающие уровень абвивалентности чувств По Фрейду, характерными признаками этих неврозов являются активное участие "Я" в происхождении заболевания и их соответствие конфликту между "Я" и "Сверх-Я"); 4) "нарциссическое удовлетворение" культурой или культурным идеалом (являющее собой бессознательноеощущение довольства и избранничества, обусловленные самолюбованием, самодовольством и самовлюбленностью членов того или иного культурного сообщества) Принципиально важным моментом психоаналитической трактовки Н явилось признание его как качества и свойства, присущего человечеству в целом При этом, согласно Фрейду, в процессе развития науки по общечеловеческому Н было нанесено три сокрушающих удара: 1 "Космологический удар" Коперника (доказавшего, что Земля не является ни центром мира, ни центром галактики, ни центром нашей планетарной системы); 2 "Биологический удар" Дарвина (доказавшего происхождение человека из животного мира и его связь с ним) и 3 "Психологический удар" Фрейда (доказавшего бесспорный примат бессознательного над сознанием и ведущую роль бессознательных душевных процессов в организации человеческой жизнедеятельности и поведения) "Психологический удар" Фрейд оценивал как "самый чувствительный удар" В психоаналитической традиции проблема Н и отдельные аспекты ее, в той или иной мере и степени, разрабатывались многими аналитиками, уточнявшими отдельные положения концепции Фрейда Наиболее существенный вклад в позитивный сдвиг проблемы внес К Абрахам, установивший существование негативного Н, который лежит в основе физической и моральной ипохондрии и меланхолии В аналитической психологии Юнга понятие Н употреблялось преимущественно в качестве синонима самовлюбленности, хотя сам Юнг тяготел к сужению объема его значения до "мастурбаторной самовлюбленности" В 70-80-х 20 в последователь Юнга Г Ко-хут неоднократно критиковал концепцию Н Фрейда за психобиологический подход и избыточную акцентировку принципа удовольствия Но эта критика не увенчалась позитивным решением проблемы Особое значение Н как феномен и научная проблема приобрел в гуманистическом психоанализе Фромма, в котором психоаналитическая концепция Н квалифицировалась как одна из наиболее плодотворных идей Фрейда Развивая идеи Фрейда, Фромм осуществил существенную реформацию психоаналитического подхода, определенную переформулировку проблемы и на основе собственных исследований создал оригинальное учение о Н Предложив пониманиелибидо как психической энергии не идентичной энергии сексуального влечения, Фромм интерпретировал Н как компенсатор недоразвитых инстинктов, своеобразное эмоциональное состояние, отличительными признаками которого являются отсутствие подлинного интереса к внешнему миру и концентрация носителя Н только на себе, своих витальных и экзистенциальных потребностях и интересах, неизбежно влекущих утрату способности к рациональным суждениям и функционирование на основе предубеждений На базе исследований индивидуального, группового и общественного Н, Фромм пришел к выводу, что у каждого человека есть "нар-циссическое ядро", оптимальное биологическое функционирование которого служит выживанию, но при выходе на максимальные режимы оно же является угрозой для жизни Отмечая необходимость существования в жизнедеятельности людей оптимально необходимых значений здорового нарциссического ориентирования, Фромм вместе с тем выделил две основные формы патологии Н: 1) доброкачественную (когда объектом Н являются результаты собственных усилий) и 2) злокачественную (когда объектом Н является не то, что человек производит или делает, а то что он имеет - тело, здоровье, богатство и тд), которая нередко приводит к солипсизму и ксенофобии В качестве примера состояния абсолютного Н, Фромм, вслед за Фрейдом, приводил психоз - заболевание, характеризующееся разрывом связей человека с внешней реальностью и замещением ее своей личностью Определенное вниманиеФромм уделил исследованию Н как профессионального капитала и профессиональной болезни политиков Квалифицируя политических лидеров (в тч и харизматических) как нарциссов, Фромм отмечал, что для них и обладателей огромной власти фараонов, императоров, Гитлера, Сталина, Трухильо и тд) типична совокупность черт характера, побуждающая их к реализации нарциссических фантазий о своей надчеловеческой природе и приводящая к изоляции от людей и росту страха В результате исследований группового и общественного Н Фромм пришел к выводу, что наряду с некоторыми позитивными моментами (сплочением людей, созданием ощущения удовлетворенности и др) и полезными социальными функциями, обеспечивающими существование социальных групп и общества, эти формы Н вместе с тем представляют большую опасность для людей и существования человечества По Фромму, степень группового Н соответствует реальной неудовлетворенности жизнью членов данной группы, в силу чего характерными чертами группового Н являются агрессивность и фанатизм Как один из источников человеческой агрессивности, групповой Н (в тч и национальный) порождает и обеспечивает психические предпосылки национализма, национальной ненависти и войн Общественный Н, по Фромму в своей экстремальной (злокачественной) форме, порождает нарциссическую энергию, которая действует против жизни и роста и выступает как источник агрессии, насилия, деструкции, войны и смерти В качестве очевидных и частых симптомов патологии общественного Н Фромм указывал на недостаток объективности и способности к разумному суждению В роли сил, противостоящих всевозрастающей интенсивности группового Н и его многообразным религиозным, национальным, расовым и политическим формам, Фромм рассматривал гуманизм, научное и философское мышление, критицизм и образование Эти антинарцис-сические силы, по Фромму, в конечном счете должны помочь людям осознать и добиться подлинной цели и духовного развития - освобождения от всех злокачественных, и недоброкачественных проявлений индивидуального, группового и общественного Н
Определения, значения слова в других словарях:
Поделиться: