Надежда - это...
НАДЕЖДА - (1) - эмоциональное переживание, возникающее при напряженном ожидании субъектом желаемого и предвосхищающее вероятность его свершения; (2) - общечеловеческая универсалия культуры, фиксирующая данное состоящие в качестве ценности В европейской культуре традиционно входит в число наиболее глубинных и значимых оснований аксиологического тезауруса, выражая парадигму позитивного восприятия мира, основополагающего доверия к бытию (см этимологическое единство надежды и надежности), фундирует в западном менталитете установку на фундаментальный мировоззренческий оптимизм Согласно античному мифу, в "дарах" разгневанного Зевса людям один факт дарования Н уравновешивает собою все содержимое ящика Пандоры (по версии Гесиода, Пандора, созданная Богами для отмщения людям, получившим от Прометея огонь, не только выпускает из сосуда несчастья, ненависть, пороки и болезни, но и закупоривает сосуд, оставляя на его дне Н и тем лишая человечество не только перспективы, но и последней отрады) В христианской традиции Н выступает одним из семантических центров триединого комплекса универсальных человеческих ценностей: Вера - Н - Любовь, выражая идею препоручения себя Богу, эмоциональное переживание состояния нахождения в руках Божьих и убежденности в справедливости и - сверх того - милосердии Божьем (согласно апостолу Павлу, Н "для души есть как бы якорь безопасный и крепкий", "твердое утешение" (Евр, 6, соотв 19 и 18) Акцентированный статус Н как универсалии культуры в европейском менталитете фиксирует такую особенность культуры западного типа, как ее остро субъективно, лично переживаемая векторная устремленность вперед: примат будущего перед прошлым и настоящим предполагает постоянное вхождение личных и социальных футурологиче-ских проекций в настоящее, отказ от принятия наличного настоящего в качестве финального состояния, окончательного приговора судьбы и тп В особом отношении Европы к феномену Н находит свое выражение открытость западной культуры будущему как миру возможного В зрелых формах европейской культуры на этой основе оформляется идея игры-Play в отличие от игры-game: великая, серьезная и доверчивая Игра как открытость непредвиденным формам своего бытия, открывающая, в свою очередь, его непредсказуемые возможности, (Э Финк, Р Кайюа) Психологический феномен сохранения Н при отсутствии обосновывающих ее объективных факторов (на базе сильной субъективной мотивации) также осмыслен в европейское культуре как ценность и конституируется в качестве отрефлексированной сознательной поведенческой парадигмы, возводясь в ранг жизненного принципа и приобретая в культуре статус приоритетной мировоззренческой позиции Пронизывает собою всю историю Европы - от "dum spiro spero" до "Н умирает последней" Как калька лат Spem, так и соответствующие существительные во многих романских и славянских языках восприняты соответствующими национальными традициями в качестве женских имен (фр Esperance, исп, Esperanza, восточно-славянские Н, Надзея, Надия и др), причем христианский календарь выражает культурно-семантическое единство аксиологического комплекса веры, Н и любви: по православным святцам родившимся 17 (30) сентября девочкам выбирали имена из ряда "Вера, Н, Любовь и мать их София" (Интересно, что сохранив легшую в основу данного праздника легенду о четырех христианских мученицах, гонимых римским императором Адрианом (2 в), европейская культура переосмыслила семантический гештальт легенды в духе классического западного рационализма: Sophia, мудрость, выступает "матерью", основой и истоком общечеловеческих ценностей, даже наиболее эмоционально окрашенных) Выступает одной из основополагающих категориальных структур в экзистенциалистской ветви современной философии (Марсель и др) В рамках современного неотомизма оформляется "теология Н" (с 60-70-х 20 в), центрирующаяся вокруг понятия Н, трактуемой не только как психологическое состояние, но и как онтологическая характеристика бытия Развиваясь в русле политической теологии, "теология Н" конституируется как концепция "революционного милленариз-ма" (см ХИЛИАЗМ) В рамках "теологии Н" надеяться - значит мыслить будущее в неразрывной связи с настоящим, преобразованным в соответствии с будущим идеалом, гарантом осуществления которого выступает Божественное соучастие (В Панненберг, Ф Чайлдз) Таким образом, христианская Н понимается "теологией Н" как своего рода активная жизненная позиция, ориентированная на утверждение царства любви, свободы, справедливости и добра см также БЛОХ
Определения, значения слова в других словарях:
Поделиться: