Наблюдение - это...
НАБЛЮДЕНИЕ - метод научного исследования, заключающийся в активном, систематическом, целенаправленном, планомерном и преднамеренном восприятии объекта, в ходе которого получается знание о внешних сторонах, свойствах и отношениях изучаемого объекта Н включает в себя в качестве элементов: наблюдателя (субъекта) Н, объект Н и средства Н В качестве последних в развитых формах Н используются различные специально созданные приборы, выступающие как продолжение и усиление органов чувств человека, а также используемые в качестве орудий воздействия на объект (что превращает Н в составную часть экспериментальной деятельности) Основные методологические требования к Н следующие: 1) активность (не созерцание объекта, а поиск и фиксация интересующего исследователя ракурса видения его); 2) целенаправленность (внимание должно фиксироваться только на интересующих явлениях); 3) планомерность и преднамеренность (следование определенному заранее плану или сценарию); 4) системность (ведение по определенной системе для многократного (достаточного для сформулированных целей) восприятия объекта в заданных режимах) Особо на методическом уровне организации научной деятельности обсуждается проблема контроля за ходом и результатами Н, а также связанная с ним проблема воспроизводимости Н Важными факторами в Н являются психологические факторы, характеризующие уровень активности и состояние наблюдателя, а также фактор его (не) предубежденности, "заданности" на получение определенного результата Полностью отвлечься от этих факторов невозможно, что ставит проблему отделения от полученных результатов Н субъективных напластований Различают фиксирующее (схватывание деталей, сторон, частей объекта) и флюктурирующее (целостное схватывание объекта) Н Кроме того, выделяют прямое (исследователь имеет дело непосредственно со свойствами изучаемого объекта) и косвенное (воспринимается не сам интересующий исследователя объект, а те следствия, которые он вызывает), непосредственное (осуществляется органами чувств человека без использования вспомогательных средств) и опосредованное (приборное) Н Являясь универсальной познавательной процедурой, предпосылкой познавательной деятельности вообще, Н дает в форме совокупности эмпирических утверждений первичную информацию об объекте Неопозитивизм квалифицировал фиксацию данных опыта (Н в широком смысле слова) как проблему протокольных предложений, из которых выводится и к которым принципиально может быть редуцирована научная теория для своей верификации Лингвистически ориентированный позитивизм ввел в науку представление о языковой фиксации объектов как их первичной схематизации В современной методологии науки Н редко рассматривается как самостоятельный и универсальный научный метод: даже в самом простейшем варианте Н всегда связано с мыслительными процессами, в сложных процедурах оно выступает как необходимый, но но все же служебный метод Особую тему задает применение метода Н в социальных дисциплинах (социология, антропология, социальная психология) Отношение наблюдатель-объект здесь переосмысливается как отношение наблюдатель-наблюдаемый, который также может выступать активным агентом процедуры (сопротивляться Н, изменять поведение в силу наличия факта Н, демонстрировать ожидаемое наблюдателем, пытаться влиять на наблюдателя) Таким образом, в этом случае само присутствие наблюдателя уже создает проблемы, требующие своего решения Социология впервые смогла опробовать и принципиально иную схему Н, когда наблюдатель включен в жизнедеятельностные процессы группы, которая подвергается изучению (так называемое включенное (участвующее) Н, в разных вариантах предполагающее разную степень "включения"); антропология использовала аналогичную методику для изучения культур, отличных от той, в которой был социализирован наблюдатель; психология методически обеспечила метод самонаблюдения (интроспекции), что существенно раздвинуло границы и возможности метода Н в целом Кроме того, в порядке подходов (этнометодология и др) поставлена под сомнение сама возможность принципиального различия между Н как научной практикой и Н как обычной процедурой повседневной жизни
Определения, значения слова в других словарях:
Поделиться: