Наблюдение - это...

НАБЛЮДЕНИЕ - метод научного исследования, заключающийся в активном, систематическом, целенаправленном, планомерном и преднамеренном восприятии объекта, в ходе которого получается знание о внешних сторонах, свойствах и отношениях изучаемого объекта Н включает в себя в качестве элементов: наблюдателя (субъекта) Н, объект Н и средства Н В качестве последних в развитых формах Н используются различные специально созданные приборы, выступающие как продолжение и усиление органов чувств человека, а также используемые в качестве орудий воздействия на объект (что превращает Н в составную часть экспериментальной деятельности) Основные методологические требования к Н следующие: 1) активность (не созерцание объекта, а поиск и фиксация интересующего исследователя ракурса видения его); 2) целенаправленность (внимание должно фиксироваться только на интересующих явлениях); 3) планомерность и преднамеренность (следование определенному заранее плану или сценарию); 4) системность (ведение по определенной системе для многократного (достаточного для сформулированных целей) восприятия объекта в заданных режимах) Особо на методическом уровне организации научной деятельности обсуждается проблема контроля за ходом и результатами Н, а также связанная с ним проблема воспроизводимости Н Важными факторами в Н являются психологические факторы, характеризующие уровень активности и состояние наблюдателя, а также фактор его (не) предубежденности, "заданности" на получение определенного результата Полностью отвлечься от этих факторов невозможно, что ставит проблему отделения от полученных результатов Н субъективных напластований Различают фиксирующее (схватывание деталей, сторон, частей объекта) и флюктурирующее (целостное схватывание объекта) Н Кроме того, выделяют прямое (исследователь имеет дело непосредственно со свойствами изучаемого объекта) и косвенное (воспринимается не сам интересующий исследователя объект, а те следствия, которые он вызывает), непосредственное (осуществляется органами чувств человека без использования вспомогательных средств) и опосредованное (приборное) Н Являясь универсальной познавательной процедурой, предпосылкой познавательной деятельности вообще, Н дает в форме совокупности эмпирических утверждений первичную информацию об объекте Неопозитивизм квалифицировал фиксацию данных опыта (Н в широком смысле слова) как проблему протокольных предложений, из которых выводится и к которым принципиально может быть редуцирована научная теория для своей верификации Лингвистически ориентированный позитивизм ввел в науку представление о языковой фиксации объектов как их первичной схематизации В современной методологии науки Н редко рассматривается как самостоятельный и универсальный научный метод: даже в самом простейшем варианте Н всегда связано с мыслительными процессами, в сложных процедурах оно выступает как необходимый, но но все же служебный метод Особую тему задает применение метода Н в социальных дисциплинах (социология, антропология, социальная психология) Отношение наблюдатель-объект здесь переосмысливается как отношение наблюдатель-наблюдаемый, который также может выступать активным агентом процедуры (сопротивляться Н, изменять поведение в силу наличия факта Н, демонстрировать ожидаемое наблюдателем, пытаться влиять на наблюдателя) Таким образом, в этом случае само присутствие наблюдателя уже создает проблемы, требующие своего решения Социология впервые смогла опробовать и принципиально иную схему Н, когда наблюдатель включен в жизнедеятельностные процессы группы, которая подвергается изучению (так называемое включенное (участвующее) Н, в разных вариантах предполагающее разную степень "включения"); антропология использовала аналогичную методику для изучения культур, отличных от той, в которой был социализирован наблюдатель; психология методически обеспечила метод самонаблюдения (интроспекции), что существенно раздвинуло границы и возможности метода Н в целом Кроме того, в порядке подходов (этнометодология и др) поставлена под сомнение сама возможность принципиального различия между Н как научной практикой и Н как обычной процедурой повседневной жизни


Определения, значения слова в других словарях:

Общая психология. Словарь. Под ред. А.В. Петровского
Наблюдение — один из основных эмпирических методов психологического исследования, состоящий в преднамеренном, систематическом и целенаправленном восприятии психических явлений с целью изучения их специфических изменений в определенных условиях и отыскания смысла этих явлений,...
Философский словарь
Философский смыслтермина: "Созерцание" как понятие, описывающее познавательное и моральное отношениечеловека к миру; размышление, мысленный охват (всего времени и бытия) (Платон); созерцание прекрасного (Аристотель); учение, теория (стоики, Плутарх); область науки или искусства...
Философский словарь
- метод научного исследования, заключающийся в активном, систематическом, целенаправленном, планомерном и преднамеренном восприятии объекта, в ходе которого получается знание о внешних сторонах, свойствах и отношениях изучаемого объекта. Н. включает в себя в качестве элементов:...
Философский словарь
направленное восприятие действительности с целью изучения явлений, постижения их смысла и значения. Различают наблюдение внешнее (со стороны) и включенное, когда наблюдатель является активным участником наблюдаемого процесса.
Философский словарь
- преднамеренное и целенаправленное восприятие, обусловленное некоторой задачей деятельности.
Психологический словарь
- восприятие - того или иного процесса, имеющее целью выявление инвариантных признаков этого процесса без активного включения в сам процесс.
Психологическая энциклопедия
(англ. observation) - преднамеренное и целенаправленное восприятие, обусловленное задачей деятельности. Н. как специфический человеческий акт принципиально отличается от различных форм восприятия у животных. Исторически Н. развивается как составная часть трудовой деятельности,...
Психологическая энциклопедия
1. Наиболее общее значение – любая форма исследования событий, моделей поведения, явлений и т.д. 2. В более широком смысле – любые отдельные данные, значения и т.д., которые представляют событие, поведение или явление. Заметьте, что иногда наблюдение может использоваться как...
Психологическая энциклопедия
- 1. Изучение мира на уровне познания чувственного, целенаправленное и осознанное. Восприятие некоего процесса с целью выявления его инвариантных признаков без активного включения в сам процесс. В наблюдении проявляются личностные особенности восприятия, установки,...
Психологическая энциклопедия
- стратегия исследования, направленная на целенаправленное и систематическое восприятие и фиксацию фактов в развитии психических процессов и в поведении. См. Факты.

Поделиться:

Реклама