Мюллер - это...
МЮЛЛЕР Фридрих Макс (1823—1900) — немецко-английский филолог, антрополог, основоположник научного религиоведения. Родился в Германии (г. Дессау). В 1843 М. получил степень доктора философии Лейпцигского университета. В 1846 переехал в Англию. Профессор Оксфордского университета (1854—1875). Последних 25 лет жизни полностью посвятил изданию серии "Священные книги Востока".
Понятие религии, считал М., имеет два различных значения: во-первых, под религией понимается "совокупность учений, передаваемых благодаря устной традиции или каноническим книгам и содержащих в себе все то, что определяет веру" конкретного человека; во-вторых, под религией понимается "способность ума или предрасположенность, которая независимо от чувства и разума... дает возможность человеку постигать Бесконечное под различными именами и в разнообразных формах". В соответствии с этими представлениями, наука о религии делится на две составляющие: сравнительную теологию (рассматривает конкретные исторические формы религии) и теоретическую теологию ("объясняет условия, при которых возможна религия либо в ее высшей, либо в ее низшей форме").
Основной метод исследования, предложенный М. для изучения всех известных религий, — историко-сравнительная лингвистика. М. указывал на необходимость изучения древних и бесписьменных языков как важнейшего условия выявления сущности, значения и закономерностей трансформации религии: "Для того чтобы была надежда на успех в понимании изначального смысла древних преданий, абсолютно необходимо быть знакомым с характером языка, который является источником этих традиций". Относительно дискуссии о наличии т. н. безрелигиозных народов (некоторых примитивных племен, например, тасманийцев) М. замечает, что только неточное знание языка этих народов не позволяет некоторым исследователям констатировать наличие у них религиозных представлений.
Понимая язык как "необходимую функцию организма", М. видел его непосредственную связь с древними религиями, что позволило М. предложить новую классификацию религий. М. отвергает полностью или видит существенные недостатки в попытках классифицировать религии как истинные и ложные; откровенные и естественные; национальные и индивидуальные; политеистические, дуалистические и монотеистические. М. считает, что "единственно научная и подлинно генетическая классификация религий аналогична классификации языков" наших диких предков, когда "название народа соответствовало названию языка и ...названиям религий"; именно в языке следует искать смысл и отличительные особенности конкретной религии, "ибо религия в своем внешнем выражении зависела от более или менее адекватных возможностей языка". Сравнительно-лингвистический анализ, по мнению М., позволяет обнаружить на евразийском континенте три "оазиса, в которых еще до начала всякой истории язык стал устойчивым и традиционным" — туранский (Китай и Юго-Восточная Азия), арийский и семитский, что соответствует "трем независимым семействам религий: туранской, семитской и арийской". При сравнении поздних языков и религий (имен богов, прежде всего), убежден М., мы всегда находим то общее, что позволяет отнести данный язык и религию к одному из трех вышеназванных семейств, которые выступают как три прорелигии, три различных начала, распадающиеся в дальнейшей истории на массу конкретных культур, народов, языков, верований и т. д. Результаты проведенных М. исследований позволяют утверждать, что "существовали общая арийская религия еще до разделения арийской расы, и общая семитская религия до разделения семитской расы, и общая туранская религия до разделения китайцев и других племен, принадлежавших к туранской группе".
При попытке реконструировать содержание прорелигии М. приходит к выводу, что первичной формой верований древних был монотеизм (вера в единую и единственную Силу), что противоречило устоявшемуся мнению о политеистическом характере первобытных религий.
Основные работы М. по религиоведению: "Сравнительная мифология" (1856), "Введение в науку о религии" (1873), "Естественная религия" (1889), "Физическая религия" (1891), "Антропологическая религия" (1892), "Теософия, или Психологическая религия" (1897), "Шесть систем индийской философии" (1899).
Д. К. Безнюк
Поделиться: