Мысленный Эксперимент - это...
МЫСЛЕННЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ - особая теоретическая процедура, заключающаяся в получении нового или проверке имеющегося знания путем конструирования идеализированных объектов и манипулирования ими в искусственно условно задаваемых ситуациях МЭ может выступать как самодостаточный (который в принципе не может быть реализован натурно, а часто и модельно) или рассматриваться как "проигрывание" будущего реального эксперимента Образцами самодостаточного МЭ считаются формулировка Галилеем принципа инертности и МЭ с пассажиром в падающем лифте А Эйнштейна, позволивший обосновать принцип эквивалентности эффектов ускорения и тяготения В современной науке МЭ тесно связан с методом математической гипотезы и в целом с интерпретацией математических формализмов В экономике, демографии и социологии, широкое распространение получили эксперименты на математических моделях экономических, демографических и социальных процессов, проводимые с помощью ЭВМ, позволяющие одновременно манипулировать различными комплексами экспериментальных факторов, берущимся в их взаимодействии между собой Особым видом МЭ здесь являются и сценарные разработки возможного развития хода событий По своей логической структуре МЭ строится по принципам гипотетико-дедуктивного рассуждения, состоящего из двух относительно самостоятельных фаз: 1) квазиэмпирической (задание наглядных образов - идеализированных объектов); 2) логико-схематической (поиск способа перевода образов на язык теории, объективации МЭ в концептуальных положениях) Различают три типа МЭ: 1) конструирующие МЭ, связанные с "пространированием" понятийных фундаментальных схем теории; 2) аналитические МЭ, ориентированные на построение либо примера, подтверждающего истинность теории, либо контрпримера (как правило, в форме парадокса); 3) синтетические МЭ, выступающие средством конструирования научной гипотезы Особое место занимает МЭ в экстраполя-ционном прогнозировании Как отдельный тип МЭ может быть рассмотрен эксперимент экс-постфактум, введенный в научный оборот в середине 30-х 20 в американским социологом Э Христиансеном и специально процедурно разработанный Ф Чепиным В нем отделение контрольной группы от экспериментальной осуществляется уже после того, как экспериментальный фактор сработал без участия со стороны экспериментатора в естественном режиме, те эксперимент мысленно реконструируется на основе данных как бы "задним числом" Так, Христиансен сформулировал гипотезу о влиянии уровня образования на успех в экономической деятельности, выделил группы людей, получивших аттестаты 10 лет назад и продолживших (экспериментальная группа) и непродолживших (контрольная группа) образование и сравнил их по уровню получаемой ими зарплаты Таким образом, эксперимент экс-постфактум выступает как средство доказательства объяснительной гипотезы через сбор информации о свершившихся событиях в выравненных по каким-либо критериям группах
Поделиться: