Мышление - это...

МЫШЛЕНИЕ - категория, обозначающая процессуаль-ность функционирования сознания (познавательную деятельность) - традиционный предмет философствования, присутствующий в его структуре с момента возникновения философии как таковой Уже у одного из последних досократиков - Анаксагора категория с близким семантическим содержанием - нус - выступает как первоначало мирового порядка Анаксагоровская категория больше не встречается в истории философии, но этим было положено начало традиции мыслить М как субстанцию, какими бы терминами оно в дальнейшем ни именовалось: логос, софия, чистый разум и тд Идея субстанциональности М была органична для "физики" досократовского периода греческой философии, затем менялись формы представления субстанции М в метафизических системах Наиболее популярными были системы, разделившие мир на умопостигаемый и нравственный (Платон) или как состоящий из двух субстанций (М и материя) у Декарта, как вариант - два модуса одной субстанции у Спинозы Аристотель впервые обратился к М не с метафизической установкой, а с технической Имея дело с софистикой и с развитым М платоновской философии Аристотель предпринял попытку формализации М через нормировку и задание системы правил Так был сформирован корпус Органона с Аналитиками, Топикой и Метафизикой После Аристотеля появилась возможность говорить о правильном М, о правильном и неправильном в самом М До Аналитик и Метафизики можно было объявлять правильным или неправильным только результат мысли или вывод, противопоставляя другой результат или вывод В античной математике был принят методологический принцип доказательства, а сами аристотелевские Аналитики были положены в основание нормативной формальной логики Техническое отношение к М находило выражение в изобретениях новых форм доказательств, в построении иных, неаристотелевских логик Например: новые науки Галилея, "Новый Органон" Ф Бэкона, метод Декарта, критика Канта, логики (индуктивная, диалектическая, математическая, содержательно-генетическая) 19 и 20 вв В Вюрцбургской школе под руководством О Кюльпе была поставлена задача предствить М как объект исследования Принятие такой задачи потребовало феноменального присутствия М в деятельностной ситуации исследования Исследователь должен встретиться с М "здесь и теперь", уметь отличить М от не-М Так появился третий тип отношения к М и соответственно третье М - Dasein-M, или присутствующее здесь-и-теперь-М При всем разнообразии подходов к М и трактовок его можно выделить три типа М, данного в М о нем: 1 Онтологическое ММ есть особая субстанция, мир, пространство Такое М является объектом философской спекуляции 2 Процессуальное ММ есть особая деятельность, которая подлежит нормировке и организации Такое М требует к себе технического отношения, является объектом формализации, проектирования или моделирования 3 Dasein-MM есть феномен, который либо присутствует, либо отсутствует в ситуации, поэтому может быть ор-ганолептически или аппаратурно обнаружен и зафиксирован Такое М становится объектом исследования 1 Проблематика онтологического М часто оказывалась в центре философских дискуссий между школами, подходами и в периоды смены философских или научных парадигм Гегель попытался подвести своеобразный итог этим дискуссиям через построение системы идеализма, обеспечивающей единство логики, онтологии и теории познания, что затем стало основным принципом марксизма В ретроспективном плане подведения итогов у Гегеля не получилось, поскольку все свелось к утверждению метафизического монизма бытия и М, а эта идея была исчерпана Спинозой Но в перспективном плане гегелевский ход был очень продуктивным Единство логики, онтологии и теории познания могло быть обеспечено через построение этих трех философских дисциплин на общих методологических принципах Общие методологические принципы в начале 19 в могла предоставить только наука Тогда должны были стать наукой и логика, и онтология и теория познания Метод науки, сформулированный методологами Нового времени Ф Бэконом, Галилеем и Декартом, был несоразмерен такой задаче Эта задача, независимо от того, кто и как ее принимал и понимал, стала вызовом европейскому М Были предложены различные варианты ответа на этот вызов Гегельянское направление в философии сосредоточилось на теоретико-спекулятивных сторонах решения этой задачи Методологи конкретных наук пошли по пути "онаучивания" философии, сциентизм и позитивизм стали интеллектуальной модой Марксизм и неокантианство разрабатывали общие и частные методологии Все эти усилия в совокупности создали сложную и плюралистическую интеллектуальную ситуацию 20 в Логика, онтология и теория познания так и не стали науками, но их содержание, предметы и методы коренным образом изменились Появилось много разных логик, целостный и единый мир был заменен мирами, скорее возможными, чем актуальными, с соответствующими им онтологиями Сами онтологии перестали быть продуктами спекулятивной деятельности чистого мышления, а начали выступать как результат феноменологической редукции, представали продуктами интенционального сознания Теории познания стали составными частями методологических подходов и даже частных методологий Объекты и предметы конкретных исследованй и наук стали трактоваться в 20 в не как объекты природы, а как организованности М, а само М выступать как центральный момент познавательной деятельности (Хайдеггер, Манхейм, Поппер и др) 2 Процессуальное М Вплоть до 20 в М представлялось философам гомогенным и гомоморфным процессом Поэтому всегда предпринимались попытки либо искусственно выработать единые его правила, либо установить законы процесса М и на их основе определить для него нормы Нормировкой правильного М занималась логика, в основе которой лежала силлогистика Аристотеля, совершенствовавшаяся и формализуемая многими поколениями античных и средневековых логиков Идеалом для формализации норм М могли выступать математика (Раймонд Луллий, Лейбниц) или грамматика (Пор-Рояль) На пути математической формализации М встречались важные открытия и изобретения, ставшие целыми направлениями или новыми областями математики (аналитическая геометрия, дифференциальное исчисление, булева алгебра и математическая логика) Давно замеченная связь и взаимозависимость языка и М, схожесть логических и грамматических конструкций наводили на идею о том, что исследование законов языка может способствовать установлению законов М Разработка этой идеи была плодотворной как для лингвистики, так и для методологии Именно благодаря этим параллельным исследованиям культура обогатилась такими областями знания как семантика и семиотика Языковое М становилось объектом внимания многих направлений в философии и методологических подходов (аналитическая философия, структурализм, герменевтика) Процесс М становится доступным для анализа и исследования, когда его удается представить в виде дискурса, зафиксированного в текстах Неоднократно классические тексты пытались анализировать и препарировать как дискурс При анализе классических текстов часто обнаруживается присутствие в дискурсе нелогических или паралогических элементов, отмечается нелинейность, гетерогенность и гетероморфность "остановленного" М Если при рассмотрении паралогичности, гетерогенности и нелинейности процесса М делается акцент на продуктивности его, подчеркивается творческий характер М, то исследовательский и спекулятивный интерес смещается с самого процесса М на процессы творчества и творения, интуиции, воображения (интуитивизм Бергсона, има-гинативный абсолют Голосовкера) Отсутствие средств и методов анализа полиморфных систем, нелинейных процессов, с одной стороны, и установка на нормативность в исследовании процесса М, с другой стороны, приводили к невозможности сформулировать на основе классических текстов законы и правила М, поэтому сами классические тексты объявлялись нормой, и становились каноном (или Органоном в случаях с Аристотелем и Ф Бэконом) правильного М В разное время канонизировались тексты Платона, Аристотеля, Фомы Аквинского Одним из последних прецедентов такой канонизации был "Капитал" Маркса, а выведение из "Капитала" метода М, предпринятое А Зиновьевым, стало одной из последних попыток избежать канонизации образцового текста Так поставленная задача в очередной раз не была решена, но результатами этой попытки стали: разработка основ содержательно-генетической логики, диалектическая логика в версии Ильенкова, интеллектика И Ладенко и СМД-методология (системно-мыследеятельная) Интенцио-нальность М, направленность процесса М на объект и феноменальный мир позволяли многим философам делать заключения о паралелизме бытия и М, о взаимоотображении их в разных версиях Эпифеноменальная версия предлагает просто игнорировать М как эпифеномен и заниматься только объектными коррелятами мысли Антиподом ее выступает солиптическая версия, утверждающая обратное Это экзотические версии и встречаются они в истории философии достаточно редко, хотя распространены в бытовых и профессиональных мировоззрениях и в эзотерических учениях Шире распространена сенсуалистическая версия, согласно которой законы М могут строиться как преломление законов мира объектов Сам процесс М рассматривается по этой версии как ассоциирование первичных идей (Локк), которые являются продуктами чувственного опыта, отражением объектов внешнего мира Разработка этой версии начинается с методологии Ф Бэкона и продолжается в направлениях: психологизм в логике и гносеологии, позитивизм в научном методе, ассоцианизм и бихевиоризм в психологии В русле этой версии строилась и "теория отражения", принятая в диалектическом материализме (Т Павлов) Наиболее последовательно логико-методологическая разработка идей сенсуализма проделана Миллем в его системе индуктивной логики Отдельная линия в исследовании процессов М проводилась в психологии, которая претендовала не на нормировку М, а на выявление закономерностей реально протекающего процесса До полемики Вундта с Вюрцбургской школой в 1905 считалось, что М не может исследоваться методами научной психологии, поскольку рефлексия и интроспекция убивают процесс М, а исследователю доступны только знаки осуществленного М, что уже выходит за пределы предмета психологии Современные психологические школы имеют несомненные достижения в исследовании феноменальной стороны процесса М (Кюльпе, М Вертхеймер, К Дункер, Выготский, Пиаже, когнитивная психология и гештальтизм) 3 Попытки исследовать М не по следам, знакам и результатам, а в актуальном существовании были предприняты в Вюрцбуржской школе учениками О Кюльпе (К Бюлер, Н Ах, и др) Пара-лельно разрабатывались теоретические представления о ситуации (социология, психология), об организации (тектоло-гия Богданова, кибернетика, теория систем), о труде и деятельности (психотехника, праксеология), об игре, о знаках и языках (структурализм, семиотика), о диалоге (Бубер, Бахтин) Предметная и дисциплинарная организация науки, философии и европейского М в целом оказалась устаревшей перед лицом задач исследования М Требовались новые формы сборки и конфигурирования областей знания и методов из разных предметов Продолжение исследований в рамках одного предмета (например психологии, логики или кибернетики) вели к очевидному редукционизму Не подвергавшиеся ранее критике представление о спонтанности и естественности М, об его индивидуальном характере, о локализации его в сознании или в психике перестали быть адекватными поставленным проблемам Стало понятно, что М должно быть специально организовано как трансперсональный процесс в деятельности, диалоге (полилоге) или в игре Предпринимались разные попытки организации М без преодаления редукционизма (синектика, брейнсторминг, ТРИЗ), разрабатывались большие программы для решения конкретных задач, в которых М организовывалось (или улавливалось) косвенным способом (например: Манхэттенский проект, Римский клуб, Тэвистокские сессии, Кремниевая долина) Прямая программа, синтезирующая знания и подходы разных предметов и дисциплин под задачу исследования М была сформулирована в 50-х в Московском методологическом кружке (Щедровицкий, Н Алексеев) в процессе разработки содержательно-генетической логики (А Зиновьев, Щедровицкий, Б Грушин, Мамардашвили) С конца 70-х программа разрабатывается как системо-мыследеятельност-ная методология (СМД методология) на базе онтологических и организационных представлений о мыследеятельности


Определения, значения слова в других словарях:

Общая психология. Словарь. Под ред. А.В. Петровского
Мышление — процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщенным и опосредствованным отражением действительности. Выделяют следующие виды М.: словесно-логическое, наглядно-образное, наглядно-действенное. Различают также М. теоретическое и практическое,...
Словарь Логики
Мышление — активный процесс отражения объективного мира в понятиях, суждениях, научных теориях, гипотезах и т. п., име­ющий опосредованный, обобщенный характер, связанный с реше­нием нетривиальных задач; высший продукт особым образом орга­низованной материи — человеческого мозга...
Философский словарь
- активный процесс отражения объективного мира в понятиях, суждениях, научных теориях, гипотезах и т. п., имеющий опосредованный, обобщенный характер, связанный с решением нетривиальных задач; высший продукт особым образом организованной материи - человеческого мозга. М....
Философский словарь
Философский смыслтермина: Представление, воспоминание, ум, мысль, мышление (Цицерон); душевный склад, душа (Цицерон); сознание, совесть (Вергилий).
Философский словарь
- способностьчеловека связывать образы, представления, понятия, определять возможности их изменения и применения, обосновывать выводы, регулирующие поведение, общение, дальнейшее движение самой мысли. В М. человек рассматривает интересующий его предмет в связях, которые не даны...
Философский словарь
- высшая форма отражения действительности субъектом, состоящая в целенаправленном, опосредованном и обобщенном познании явлений и процессов природы, общества и самого сознания.
Философский словарь
- процесс в особым образом организованной системе мозгу, связанный с отражением объективного мира в действиях, понятиях, суждениях, теориях и т.п.. возникает в процессе практической деятельности и обеспечивает опосредованное отражение действительности, раскрытие ее свойств и...
Философский словарь
способностьчеловека связывать образы, представления, понятия, определять возможности их изменения и применения, обосновывать выводы, регулирующие поведение, общение, дальнейшее движение самой мысли. В ходе мышления человек стремится овладеть своими представлениями, эмоциями,...
Философский словарь
- функция (или способность) головного мозга отражать действительность, это высшая форма отражения действительности, посредством которой достигается воспроизведение внутреннего, существенного; способность человеческого мозга к производству мыслеобразов. Мыслить - значит...
Философский словарь
— направленный процесс переработки информации в когнитивной системе живых существ. М. реализуется в актах манипулирования (оперирования) внутренними ментальными репрезентациями, подчиняющимися определенной стратегии и приводящими к возникновению новых ментальных репрезентаций. М...

Поделиться:

Реклама