Муса - это...

МУСА — в исламе — коранический персонаж, пророк и посланник Аллаха, которому было ниспослано Писание, библейский Моше. Согласно изложению М. Б. Пиотровского, коранические рассказы о М. весьма подробны. Поскольку фараон в Египте убивал иудейских мальчиков, мать М. по приказу Аллаха бросила колыбель с младенцем в реку, отправив дочь (Марйам) следить за ним. Мальчика нашла жена фараона, взяла его на воспитание, а кормить отдала его же собственной матери. Однажды молодой М. принял участие в драке своего соплеменника с египтянином, убил египтянина и должен был бежать. В Мадйане он помог двум девушкам напоить у колодца их скот, познакомился с их стариком отцом и женился на одной из них с условием, что в течение 8 или 10 лет отработает за нее отцу. По окончании срока М. вместе с семьей отправился в путь, по дороге пошел к увиденному огню и оказался лицом к лицу с Аллахом, явившемся ему в огненном кусте. Аллах объявил, что посылает его своим посланником к фараону и его народу проповедовать единобожие. М. боялся возвращаться в страну, боялся фараона, а кроме того, он плохо говорил. Тогда в помощь ему Аллах дал его брата Харуна (библейский Аарон — см.). В качестве доказательства пророческой миссии М. ему были дарованы девять знамений-чудес, в частности посох его превратился в живую змею, цвет кожи его руки, которую он положил за пазуху, стал из темного белым. Придя к фараону, М. потребовал от него уверовать в Аллаха и отпустить из Египта израильтян, продемонстрировал чудо с посохом и рукой. Фараон и его приближенные сочли М. и его брата за колдунов и вызвали соревноваться с ними лучших колдунов Египта. Последние потерпели поражение (оживший посох М. пожрал все существа, которые они сотворили из своих посохов и веревок) и уверовали в бога М. Фараон разгневался, ибо считал божеством самого себя, а затем приказал своему вельможе Хаману построить из глины высокую башню, чтобы подняться к небесам и доказать, что никакого Аллаха там нет. Он начал жестоко преследовать верующих и всех соплеменников М., из которых только часть приняла веру в Аллаха (соплеменником М. был самонадеянный и погубленный Аллахом Карун). Уверовали также некоторые египтяне и жена фараона. За преследования верующих Аллах наслал на Египет всяческие беды — остальные из девяти чудес-знамений; фараон обещал отпустить израильтян, но обещания своего не выполнил. Тогда Аллах приказал М. ночью вывести свой народ из Египта. Ударом посоха М. раздвинул воды моря, и израильтяне перешли его. Когда же появились фараон и его войско, воды сомкнулись, и они погибли. Спасся только сам фараон, который раскаялся, был прощен и вынесен волнами на берег (по другому толкованию, прощен не был и на берег было вынесено мертвое тело). М. же со своим народом пришел в пустыню, где ударом посоха заставил бить 12 источников и где Аллах по его просьбе даровал людям пропитание — манну и перепелов. Затем М. удалился от людей на гору, где ему опять явился Аллах, даровавший М. Скрижали с заповедями. Народ же М. по совету некоего самаритянина (ас-Самири) сделал себе идола-тельца, которому стал поклоняться вместо Аллаха, не слушая уговоров Харуна. Вернувшись, М. упорно звал соплеменников идти дальше, в благоденствующие города Священной земли, но люди боялись живших там великанов и отправились в Землю обетованную только после смерти М. В коранические повествования о М. вплетены также сообщения о некоторых введенных М. правилах — о соблюдении субботы, о выборе животных для жертвы, о том, как поступать с найденным мертвым телом, и т. д. Особняком стоит рассказ (18:60/59 — 82/81), где М. со слугой отправляются к "слиянию двух морей", где их припас-рыба оживает и где М. встретил некоего "раба Аллаха", у которого просил позволения следовать за ним и учиться мудрости.

Коранический образ М. восходит к библейскому рассказу и многочисленным послебиблейским легендам иудейского круга. Характер использования материала показывает, что многое было для слушателей Корана новым. Иудейские легенды, приведенные как в мекканских, так и в мединских сурах, переработаны в характерном для Корана духе. Наиболее ранние рассказы посвящены детству М. и его борьбе с фараоном. Они строятся как стандартные истории о пророках, которым не поверили, что повлекло за собой наказание неверующих. Такое построение содержит в себе параллель с жизнью Мухаммада.

В рассказах о М. в отличие от других пророческих историй мало цитат из мекканских диалогов, вложенных в уста древних персонажей, но именно в них, в конце и в начале, много открытых указаний на то, что с Мухаммадом обращаются так же, как с М., требуют от него того же и т. д. В мединских рассказах преобладают мотивы конфликта М. уже с собственным народом. В них содержится скрытый упрек иудеям в том, что они предали собственного пророка, исказили его учение, исключили из своих священных книг предсказания о появлении Мухаммада. Эти рассказы отразили конфликт Мухаммада с иудеями Йасриба. Комментаторы и авторы рассказов о пророках насыщают историю М. многими деталями, в частности из богатой агадической литературы о нем. Суфии уделяют особое внимание чудесам М., подчеркивая, что чудеса и колдовство были характерны для эпохи М., поэтому знамения Аллаха, дарованные ему, выразились в чудесах.


Определения, значения слова в других словарях:

Энциклопедия мифологии
(Mûsâ), в мусульманской мифологии пророк. Соответствует библейскому Моисею. Коранический рассказ о М. (см. 2:48-130; 7:101-160; 10:76-88; 20:8-97; 26:9-67; 28:2- 76; 40:24-56) следует в основном библейскому. Основные эпизоды: чудесное спасение М.-ребёнка, его воспитание при...

Поделиться:

Реклама