Мур - это...

МУР (Moore) Джордж Эдуард (1873-1958) - британский философ, представитель неореализма Преподавал философию в Кембридже (1911-1939) и в университетах США (1940-1944) Главный редактор журнала "Mind" (1921-1947) В главных произведениях "Принципы этики" (1903), "Философские исследования" (1922), "В защиту здравого смысла" (1925), "Ответ моим критикам" (1942), "Некоторые основные проблемы философии" (1958) и др полемизировал с идеями английского абсолютного идеализма и берклинианства, разрабатывал оригинальные этические доктрины М стоял на позициях плюралистической онтологии в противовес идеалистическому монизму, на принципах принципиальной познаваемости окружающей реальности, постулируя антипсихологизм в эпистемологии и логике С точки зрения М, понятия, с одной стороны, не могут трактоваться ни как содержание, ни как фрагмент, ни как состояние сознания, с другой же - они не есть продукт абстрагирующей активности сознания Понятие - автономный и неизменный объект мышления, последняя реальность Истинность суждений не коррелируема и не определима их отношением к реальности, истина - всего лишь характеризует отношение понятий в суждении, постигаемое интуитивно "Обращение к фактам бесполезно" - это высказывание М выступило впоследствии девизом "концептуального реализма" Рассела - Витгенштейна В статье "Опровержение идеализма" (1903) М анализировал ощущение, различая две его стороны - "сознание" и "объект": "Ощущение включает сознание и объект, независимый от сознания" При этом "сознание", по М, находится в некотором нераскрываемом отношении "осведомленности" к "объекту" Вместе с тем "независимое "существование объекта в гносеологической схеме М является лишь видимостью, ибо объект здесь выступает лишь в акте ощущения, его реальность постулируется лишь на основе "здравого смысла", а не в качестве характеристики объективной действительности (По М, объект ложного убеждения и сопряженное суждение не могут существовать как факт, иначе убеждение являлось бы истинным) М абсолютизировал элементы непосредственности в познании, предвосхитил возникновение неореалистической концепции "имманентности трансцендентного" Идеи М, явились одним из источников лингвистической философии Этическая концепция М носила индивидуалистический характер и основывалась на критике "этического натурализма", рассматривающего "добро" как объективное рациональное понятиеДобро и зло для М - основополагающие неопределимые этические категориии, смысл которых постигается лишь с помощью интуиции Этические положения раскрывают эмоции говорящего, возбуждают эмоции слушающего либо неявно выражают повеления Отождествляя ценность и долг с пользой, М необходимо приходил к выводу, что моральная обязанность индивида к осуществлению поступка в полном объеме проистекает из того, что именно данное действие результируется в предельно возможной совокупности добра в универсуме Не создав завершенной философской системы, М тем не менее выступил как один из основателей "метаэтики"


Поделиться:

Реклама