Мухаммад - это...

МУХАММАД (Мухаммед, Магомет), Ахмад б. ‘Абд Аллах (ок. 570—632) из рода хашим родоплеменной группы курайш — основатель религии ислама и первой общины мусульман.

Согласно изложению М. Б. Пиотровского, по представлениям мусульман М. — Пророк Аллаха и его посланник, через которого был передан людям текст Корана. М. родился в Мекке в небогатой, но близкой по родству к мекканской знати семье. Его отец умер во время торговой поездки до рождения М., мать — через несколько лет. М. воспитывался в доме своего деда ‘Абд ал-Мутталиба. С молодых лет он был знаком с караванной торговлей, иногда участвовал в торговых поездках. М. нанялся вести торговые дела богатой мекканской вдовы Хадиджи бинт Хувайлид, на которой женился в возрасте 25 лет. Пока Хадиджа была жива, М. не брал себе других жен. Она родила ему нескольких скончавшихся во младенчестве сыновей, в том числе Касима, и четырех дочерей: Рукайу, Умм Кулсум, Зайнаб и Фатиму. М. любил одиночество и благочестивые размышления, часто удалялся в соседние с Меккой горы; был знаком с основами иудаизма и христианства, со взглядами аравийских монотеистов-ханифов. Когда М. было около 40 лет, во время одного из периодов уединения ему стали являться видения, а затем — речения извне, позднее записанные по памяти с его слов и составившие священную книгу мусульман — Коран. Первоначально М. испугался начавшихся "откровений", но затем уверился, что избран божеством в качестве посланника (расул) и пророка (наби), чтобы нести людям слово Божье. Первые "откровения", которые М. пытался передать своим сородичам, провозглашали величие единственного и единого бога Аллаха, отвергали распространенное в Аравии многобожие, предупреждали о грядущем воскресении мертвых, Дне суда и наказании в аду всех, кто не верует в Аллаха. Проповедь М. была встречена в Мекке с насмешкой, однако постепенно вокруг него собралась группа сторонников, частью из знатных родов, частью — из низов мекканского общества. Мекканская верхушка начала преследовать и притеснять последователей М. — мусульман. Сам М. находился под защитой своего рода и его главы — Абу Талиба, многие же из мусульман, спасаясь от гонений, уехали из Мекки в Эфиопию. Проповедь М., якобы передававшая прямую речь Аллаха, в это время доказывала всемогущество Аллаха, часто именовавшегося Милостивым (Рахман), его величие, полную зависимость от него человека. При этом М. отсылал слушателей к известным им историям о пророках прошлого и о погибших древних народах. Коран как бы показывал, что пророчество М. — явление известное и возможное и что непослушание пророку всегда вело к наказанию неверующих. В какой-то момент (ок. 618—620) возникла возможность компромисса с мекканцами. М. якобы согласился признать особое положение при Аллахе почитаемых в Мекке богинь — ал-Лат, ал-’Уззы и Манат, а мекканцы — пророческую миссию М. и первое место Аллаха среди богов. Однако примирение, нарушавшее главный принцип нового учения — строгое единобожие, не состоялось, и борьба обострилась. Тем временем умерла Хадиджа, умер Абу Талиб. М. лишился значительной части моральной поддержки и защиты. Ставший главой рода Абу Лахаб отказал М. в покровительстве. М. стал искать сторонников вне Мекки. Он обращался с проповедями к людям, приезжавшим в город по торговым делам, совершил, в безрезультатных поисках убежища, поездку в Та’иф. Наконец, ок. 620 он вступил в тайное соглашение с группой жителей Йасриба — крупного земледельческого оазиса примерно в 400 км к северу от Мекки. Жившие там, языческие и принявшие иудаизм арабские племена, находились в состоянии затянувшихся и запутанных междоусобиц, из которых они, по аравийскому обычаю, надеялись выбраться с помощью авторитетного и беспристрастного третейского судьи. В качестве такого судьи они и пригласили М., признав его пророческую миссию как основу его авторитета. Сначала большинство мекканских мусульман, а затем и сам М. переселились в Йасриб. Он прибыл туда 12 или 8 раби’ I, т. е. 24 или 22 сентября 622. С первого месяца (ал-мухаррам) этого года мусульмане (при Умаре I) стали отсчитывать годы новой эры по хиджре, т. е. по году переселения М. из Мекки в Йасриб, который стал называться Мадинат ан-наби ("город Пророка") или просто ал-Мадина (Медина). М. превратился из простого проповедника в политического лидера общины, включавшей поначалу не только мусульман. Постепенно устанавливается его единовластие в Медине. Главной опорой М. были пришедшие с ним из Мекки мусульмане — мухаджиры и мединские мусульмане — ансары. М. надеялся также найти религиозную и политическую поддержку у иудеев Йасриба, он даже подчеркнуто избрал киблой Иерусалим. Однако они отказались признать в М. мессию из неиудеев, более того, высмеивали пророка Аллаха и даже вступили в контакты с врагами М. — мекканцами. К ним присоединились и часть других йасрибцев из язычников, иудеев и христиан, первоначально охотно принявших ислам, но затем выступивших против М. Эта внутренняя мединская оппозиция неоднократно осуждается в Коране под именем "лицемеров" (муна-фикун). Внутреннее размежевание помогло развитию представления об исламе как об отдельной религии, усилению ее аравийских черт. М. все отчетливее говорит об особой роли ислама, о себе как о последнем пророке — "печати пророков", иудеи и христиане порицаются как плохие верующие, ислам объявляется исправлением допущенных ими искажений воли Аллаха. В противовес субботе устанавливается особый мусульманский день общей молитвы — пятница, объявляется о святости ал-Ка’бы и первостепенном значении паломничества к ней. Она становится главной святыней ислама, к ней молящиеся начинают обращаться во время молитвы (кибла). В Медине строятся первая мечеть, дом М., устанавливаются основы мусульманского ритуала — правила молитвы, омовения, поста, призыва к молитве, сборов на благочестивые нужды и т. д. В проповедях М. стали фиксироваться правила жизни общины — принципы наследования, раздела имущества, бракосочетания. Объявляются запреты на вино, свинину, азартные игры. Начинает особо выделяться положение М. как посланника Аллаха. В "откровениях" появляются требования особого почтения к М., ему "ниспосылаются" исключения из некоторых запретов, обязательных для других. Таким образом, в Медине М. сформировал основные принципы религиозного учения, ритуала и организации общины. Эти принципы были выражены в "откровениях" и частично — в высказываниях, решениях и поступках самого М. (хадис). Одной из форм сплочения общины и ее расширения с самого начала мединского периода стала борьба с неверующими мекканцами. В 623 начинаются нападения мусульман на мекканские караваны, в 624 при Бадре мусульмане, возглавляемые М., победили мекканский отряд, и эта победа была воспринята и истолкована как доказательство того, что Аллах — на стороне мусульман. В 625 мекканцы подошли к Медине и сразились с мусульманским войском около горы Ухуд. В бою М. был легко ранен в голову, мусульмане понесли большие потери, однако мекканцы не развили свой успех и отошли. В следующем году они снова подошли к Медине, но были остановлены обороной мусульман у специально выкопанного рва. Тесные связи внутренней мединской оппозиции с мекканцами, ее попытки покушения на жизнь М. и упорный отказ от полного ему подчинения вызвали резкие ответные меры. Последовательно из Медины были изгнаны иудейские племена, значительная часть бану курайза была перебита, были убиты и некоторые наиболее активные противники и соперники М. Затем были собраны большие силы для решительной борьбы с Меккой. В 628 большое войско, к которому присоединились некоторые кочевые племена, двинулось в сторону Мекки и остановилось в местечке ал-Худайбийа, на самой границе священной территории Мекки. Переговоры между мекканцами и мусульманами завершились перемирием. Ровно через год М. и его сподвижники совершили в соответствии с договором малое паломничество (умра).

Тем временем крепла сила мединской общины. Были завоеваны богатые оазисы Северной Аравии Хайбар и Фадак, союзниками М. становились все новые и новые племена. В этих условиях продолжались тайные переговоры мекканцев с М., многие мекканцы принимали ислам открыто или тайно. В результате всего этого подошедшее к Мекке в 630 мусульманское войско беспрепятственно вошло в город. М. совершил поклонение ал-Ка’бе, очистил ее от языческих идолов. М., однако, продолжал жить в Медине, лишь однажды (в 632) еще совершив паломничество, называемое прощальным (хиджжат ал-вада’). Победа над Меккой еще более укрепила уверенность М. в себе и подняла его политический и религиозный авторитет в Аравии. Он посылает различным вождям и царям Аравии и наместникам пограничных с Аравией областей Византии и Ирана послания с предложением принять ислам. Мекканские военные отряды захватывают новые оазисы в Северной Аравии, появляются в Йемене. В Мекку приезжают представители различных племен и областей полуострова. Многие из приезжавших договариваются с М. о союзе. В сражении при Хунайне в 630 мусульмане и их союзники отбили большое наступление на Мекку враждебных кочевых племен. В 631—632 значительная часть Аравии оказывается в той или иной степени включенной в политическое объединение, возглавляемое М. В последние годы жизни М. определяет цель этого объединения — распространение власти ислама на север; он деятельно готовит военную экспедицию в Сирию. В июне / июле 632 в возрасте около 60—63 лет М. неожиданно для своих сподвижников скончался после непродолжительной болезни. Существует легенда, что он был отравлен. Похоронен он в главной мечети Медины (Мечети пророка). Со смертью М. прекратился прямой "контакт" общины с Аллахом, ею стали управлять халифы — заместители Пророка в деле проведения в жизнь законов и правил, заповеданных М. и изложенных в Коране. За право выдвижения на пост халифа своего представителя соперничали разные группы мусульман. Первым халифом стал один из ближайших соратников М. — Абу Бакр. После смерти Хадиджи М. заключал большое количество браков. Право Пророка превысить разрешенное для мусульманина число жен (четыре) было специально обосновано кораническим "откровением". В большинстве своем эти браки носили политический характер, укрепляя связи М. с различными родоплеменными группами. Любимой женой М. предание считает ‘А’ишу дочь Абу Бакра. После смерти Пророка она пыталась играть политическую роль в качестве хранителя и толкователя его заветов. Особой любовью М. также пользовалась коптская невольница Мария, родившая ему сына Ибрахима, умершего во младенчестве и горько оплаканном Пророком. Согласно преданию, у М. было 11 официальных жен, девять из которых были живы в момент его кончины. М. не оставил мужского потомства. Дочь М. Фатима вышла замуж за его двоюродного брата и верного друга ‘Али б. Аби Талиба. От потомков их сыновей — ал-Хасана и ал-Хусайна — происходят все довольно многочисленные в современном мусульманском мире потомки "семьи Пророка".

Как отмечает М. Б. Пиотровский, в современной науке существует общее мнение что М. действительно жил и действовал, произнес значительную часть слов, составляющих Коран, основал общину мусульман сначала в Мекке, потом в Йасрибе. В жизнеописании М. и преданиях о его словах и поступках (хадис), в комментариях к Корану (тафсир) и т. д. наряду с исторически достоверными сведениями содержится много поздних добавлений, домыслов и легенд. Все вместе они и составляют известную всем мусульманам биографию Пророка. Ислам в принципе не наделяет М. никакими сверхъестественными чертами. В Коране неоднократно подчеркивается, что он такой же человек, как и все. Тем не менее вокруг его фигуры постепенно возникает цикл легенд о чудесах. Некоторые из них развивают намеки Корана, как например, легенда о том, что ангелы рассекли молодому М. грудь и омыли его сердце, или легенда о его ночном путешествии на волшебном животном ал-Бураке в Иерусалим и последующем вознесении на небеса. Сложился ряд легенд о чудесах, сотворенных М., — в его присутствии недойная овца дает молоко, малой пищи хватает на множество людей и т. д. В целом, однако, подобного материала в преданиях о М. сравнительно мало. В богословии М. стал примером "совершенного человека". Одна из главных частей исламского вероучения — сунна — есть, по сути дела, пример жизни Пророка как образец для поведения всех последующих поколений мусульман. Образы М. и первоначальной мусульманской общины играют значительную роль в различных современных течениях ислама.


Определения, значения слова в других словарях:

Философский словарь
(ок. 570 – 632) – арабский религиозный и политический деятель, стоявший у истоков ислама и почитаемый мусульманами как основатель этой религии. Родился в Мекке, принадлежал к влиятельному племени, но рано осиротел. Был пастухом, женился на богатой вдове и стал купцом. Около 610...
Энциклопедия мифологии
(Muhammad), Мухаммед, Мохаммед, Магомет, Магомед, в мусульманской традиции мифологизированный образ основателя ислама и мусульманского государства (ок. 570-632). Актуальное ядро мусульманских представлений о М. составляет его деятельность как религиозного проповедника,...

Поделиться:

Реклама