Мосс - это...

МОСС (Mauss) Марсель (1872-1950) - французский социолог и антрополог Получил философское образование в Бордосском университете Изучал историю религии, индологию и сравнительную индоевропейскую лингвистику в Высшей школе практических исследований, где возглавил кафедру истории религий "нецивилизованных народов" (1901) Был одним из инициаторов создания Института этнологии при Парижском университете (1925) Профессор социологии в Коллеж де Франс (с 1931) Участвовал в издании журнала французской социологической школы После смерти Дюркгейма стал главным редактором II серии журнала (1925-1927) и возглавил группировавшуюся вокруг журнала социологическую школу В 1924 стал первым президентом Французского института социологии Научная деятельность М неразрывно связана с социологической школой Дюркгейма, племянником, учеником и сотрудником которого он был Сторонник реформистского социологизма, активно занимался политической деятельностью Большое внимание уделял социологии "первобытных" обществ, совпадающей с его точки зрения, с этнологией Главная работа М, ставшая классической, - "Очерк о даре Форма и основание обмена в архаических обществах" (1925) - основана на анализе конкретного этнографического материала (Океания, Австралия, Северная Америка), а также некоторых древних индоевропейских религиозно-правовых систем На формирование подхода М к исследованию "дара" повлияли идеи Дюркгейма, Зиммеля, работы Веблена, Боаса, Малиновского М рассматривает дар как тотальный социальный факт, пронизывающий все сферы архаических обществ Дар - элемент тотальных экономических поставок, элемент обмена, постоянно происходящего между сегментированными частями первобытных обществ В этих обществах обмен происходит не между индивидами, а между группами или между вождями, олицетворяющими группы Существующая система даров, внешне бескорыстная, имеет скрытый утилитарный характер, более того, она социально нормирована Правила дарить, принимать и возмещать дары регулируются магическими и религиозными представлениями Существование систем дарения М обнаруживает и в более цивилизованных обществах: в правовых законах и религиозных текстах Древнего Рима, Индии, Китая С тзр М, дарение как вид обмена, обязательного для поддержания состояния равновесия (экономического баланса) любого общества, не исчезло и в современном мире М обосновывает необходимость изучения "целостного" человека, одновременного рассмотрения социальных, психологических и биологических факторов, что проявляется в его исследованиях социальной обусловленности выражения чувств, физического воздействия социального внушения, традиционных передач техник тела Механизмы взаимопроникновения и взаимовлияния индивидуального и социального присутствуют в трактовке М символов как характерной черты социальных фактов Символы выражают как присутствие группы, так и инстинктивные реакции ее членов, прямые потребности каждого и всех, их взаимные отношения Идея М о целостных социальных фактах оказала определенное воздействие на труды Гурвича и Леви-Стросса Благодаря преподавательской деятельности М было сформировано первое поколение французских полевых этнологов


Поделиться:

Реклама