Московичи - это...
МОСКОВИЧИ (Moscovici) Серж (р 1925) - французский психолог и социолог, один из авторов теории социальных представлений Профессор высшей школы социальных наук, директор Центра социально-технологических исследований (Париж) Основные работы: "Очерк о природе человеческой истории" (1968); "Век толп Исторический трактат по психологии масс" (1981); "Технология изобретения богов" (1988); "От коллективных представлений к социальным представлениям" (1989) и др В отличие от коллективных представлений в концепции Дюркгейма, обладающих принудительным характером по отношению к индивиду и развивающихся под воздействием сил sui generis на протяжении многих поколений, одних и тех же во всем обществе, социальные представления (по М) - это знания и верования, которые возникли в повседневной коммуникации и имеют соответствующую структуру Теория социальных представлений должна определить: как возникают и строятся концептуальные схемы, как формируется система значений и личностных смыслов субъекта в ходе социальных интеракций Эти системы интерпретации, классификации и типологии организованы совершенно различным образом в разных культурах, классах или группах и составляют мир мнений культур, классов или групп Представления можно рассматривать как форму социальной реконструкции реальности с особым языком, логикой и структурой импликаций Понятия, содержащиеся в представлениях, получают благодаря натурализации квазифизическую форму существования, которая позволяет им быть конституируюмщим фактором социальной реальности Речь идет о своеобразной онтологии здравого смысла, ограничивающей "свое" пространство индивида Социальный процесс - это процесс когнитивного освоения действительности, в котором объекты и индивиды познаются и дифференцируются на основе моделей предыдущего опыта Но, выражая отношение к социально значимым объектам, социальные представления не репродуктивны Источником изменений служит трансформация содержаний, возбуждающая в обществе определенные образцы, язык и идеи, которые делают возможными коммуникацию и действия Новые сущности (харизма, бессознательное, комплексы) обогащают онтологию общества и придают "реальности" новую форму Факт репрезентации отличает объяснительное познание здравого смысла от описательного познания науки и выполняет адаптационную (странного к обычному) и регуляционную (поведения) функции Активная роль социальных представлений определяется их измерениями: информативностью, установкой и "полем представления" - оригинальным понятием концепции, обозначающим иерархизированное единство элементов содержания, образных и смысловых компонентов С концепцией социальных представлений у М тесно связано исследование психологии масс (толп) В последней фиксируется резкое противопоставление поведения индивида вне толпы его же поведению в составе толпы Особо анализируется категория публики как рассеянной толпы, ее превращенной формы, складывающейся во многом под воздействием средств массовой коммуникации В своем анализе М следует традиции, заданной Лебоном (частично, Тардом), дает свою интерпретацию версии взаимоотношения толпы и вождя по Фрейду, преломляя их через концепцию социальных представлений При этом, указывая на нежелательность психологизации темы, М одновременно предостерегает и от недооценки возможностей психологии в ее анализе
Поделиться: