Морские сигналы - это...
МОРСКИЕ СИГНАЛЫ — самые ранние письменные сведения об использовании сигналов на море встречаются у греческого историка Геродота. Он повествует о том, что в битве при Саламине в 480 до н. э. афинский полководец Фемистокл использовал свой красный плащ как сигнал 300 кораблям греческого флота атаковать персидскую армаду в тысячу кораблей. Самый ранний морской код был применен в IX в., когда византийский император Лев VI ввел в своем флоте правило поднимать в тактических целях на судах во время боя штандарты или знамена, которые сигнализировали бы другим, что собирается делать то или иное судно. Эти сигналы подавались подъемом или спуском флага, покачиванием флага определенное число раз или же подъемом флага с другим рисунком или другого цвета.
Самое раннее упоминание о передаче сигналов в британском флоте посредством "изменения рисунков и цветов" датируется 1338. Например, специальный "флаг совета" поднимался на средней мачте для того, чтобы созвать всех капитанов флота на совет на адмиральском корабле. Однако первый узаконенный список сигналов можно встретить только в "Инструкциях для лучшего управления флотом в бою" 1653. В них было оговорено использование флагов, включая "Юнион флаг" 1606, для того чтобы передавать сообщения всему флоту. При этом значение каждого флага менялось в зависимости от того, на какой мачте его подняли.
На протяжении последующего столетия к этим флагам прибавились другие, причем их сигналы иногда сопровождались выстрелами из орудий, подъемом и опусканием определенных парусов. В результате обилие сигналов стало большой трудностью для действий в конкретных условиях морского сражения, поэтому в 1780 появилась первая гибкая система, состоящая из 10 флагов, пронумерованных от нуля до девяти. К примеру, сигнал 53 означал "приготовьтесь к бою".
Первой печатной книгой с обозначением сигналов, включающей около 400 сигналов, стала выпущенная Адмиралтейством в 1799 "Книга сигналов для военных кораблей", которая на следующий год была снабжена отдельным словарем под названием "Телеграфные сигналы, или Морской словарь". Словарь первоначально содержал около 1000 наиболее употребляемых слов, применяемых на море, а в 1803 он был расширен еще на 1000 слов и 1000 словосочетаний. В 1812 общее число слов в словаре достигло уже 30 000.
Для облегчения связи торговых судов с кораблями охранения капитан британского военно-морского флота Фредерик Марриат составил в 1817 "Кодовые сигналы для торговой службы", содержавшие 15 флажков и вымпелов, которыми можно было передавать слова, предложения, названия портов и маяков, а также вид груза. В середине XIX в. возросшее количество сигналов в области морских перевозок заставило Совет по торговле в Лондоне задуматься над созданием международной системы обозначений. Сначала в 1857 вышла "Система кодовых сигналов для торгового флота", в которой флаги обозначали все буквы, кроме X, Y и Z и пяти гласных. Но через 30 лет эта система, переименованная в Международную систему сигналов, была пересмотрена, и в нее добавили пропущенные ранее буквы. Теперь полный алфавит включал 375 076 сигналов. Эта система сигналов, принятая позднее всеми морскими государствами, вступила в действие с 1 января 1901.
Тем не менее Первая мировая война выявила в сигнальной системе так много недостатков, что в декабре 1931 была опубликована новая система, включавшая как визуальные сигналы, так и сигналы для радиотелеграфии. Однако русские и греческие буквы были добавлены в систему только через 30 лет. Одновременно все знаки получили точное определение. Последняя Международная система сигналов была введена в действие 1 апреля 1969. Теперь кодовое слово составляется из групп сигналов флагами — от одного до четырех.
Что же касается военно-морских сигналов, то они до сих пор не имеют никакой корреляции с сигналами торгового флота. Когда военные корабли пользуются Международной системой сигналов, они поднимают красно-белый вымпел.
Источ.: Фоли Дж. Энциклопедия знаков и символов. М., 1997.
Поделиться: