Моисей - это...
Моисей (евр Моше, "выводящий", "извлекающий"), величайший из пророков, к-рому Господь повелел вывести израильтян из Египта и при посредстве к-рого был заключен Синайский завет и дарованы заповеди Торы
I
Имя "М" было наречено ему матерью Иохевед (в Синод пер - Иохаведа, Исх 2:7-10; 6:20), к-рая, согл иуд преданию, была пророчицей и дала сыну имя, к-рое указывало на его будущее призвание Имя "М" объясняется в самом Свящ Писании исходя из значения др-евр корня слова маша - "вытягивать", "вытаскивать" (Исх 2:10) По-видимому, дочери фараона мать М объяснила значение данного имени тем обстоятельством, что младенца нашли в воде В то же время в др-егип языке созвучное слово мосе означает "сын", "дитя" (это слово входит составной частью в имена фараонов Тутмоса, Яхмоса, Рамсеса и др), поэтому такое имя должно было бы понравиться дочери фараона
II
М - сын Амрама и Иохаведы, потомок Каафа, сына Левия Его старшей сестрой была Мирьям (в Синод пер - Мариамь), а старшим братом - Аарон(Исх 6:16,18,20) М родился в Египте, согл иуд традиции в 1393-1392 г до РХ; ряд совр исследователей относит эту дату приблизит к 1350 г или, по иной хронологич методике, приблизит к 1525 г до РХ (см Летосчисление) На момент рождения М действовал приказ фараона бросать в Нил всех новорожденных евр мальчиков (Исх 1:22)Мать скрывала младенца М три месяца, но затем, пытаясь спасти его, положила ребенка в корзинку и оставила в тростнике на берегу Нила Дочь фараона нашла М, и Мариами родная мать стала его кормилицей Когда М подрос, мать привела его к дочери фараона, у к-рой он "был вместо сына" (Исх 2:1-10)
III
М стоял у истоков рождения Израиля как самостоят народа Сведения о его жизни содержатся прежде всего в четырех последних книгах Пятикнижия Моисея В том что М - реальная историч личность, в наше время уже практич никто не сомневается Созвучие его имени егип мосе, а также соответствие данных его биографии др-егип реалиям лежат в основе евр традиции, объяснить к-рую можно только историч фактами Нет никаких оснований рассматривать М как мифологич личность: без его участия начало евр национальной истории объяснить невозможно Его индивидуальность, сила его характера, его роль посредника в объявлении народу Божьей воли наложили неизгладимый отпечаток на историю и религию не только Израиля, но и всего человечества Если же, несмотря на это, нек-рые исследователи не решаются представить связную картину жизни и деят-сти М, то это происходит в силу того, что они пренебрегают высокой ценностью Пятикнижия Моисея как историч источника Исследование первоисточников у таких ученых сопровождается представлением об устной передаче историч фактов и преданий в течение многих столетий после смерти М, при отсутствии фиксированного письм текста Однако сегодня известно, что на Ближнем Востоке задолго до Моисея существовали глубокие традиции письменности и историографии, что позволяет противопоставить подобным теориям убедит аргументы, свидет-вующие в пользу написания Пятикнижия именно в эпоху Моисея, и даже им самим
Годы до исхода
83 Рождение Аарона (Исх 7:7)
80 Рождение Моисея (Исх 7:7)40 Бегство Моисея в Мадиам (Деян 7:23,29)1 Призвание Моисея Богом (Исх 3)Начало казней египетских (см Казни египетские) пришлось, вероятно, на пятый месяц - время разлива Нила
Дни, месяцы и годы после исхода
10 I 1 Отделение пасх агнцев от стада для празднования Пасхи (Исх 12:3)14 I 1 Пасха(Исх 12:6)15 I 1 Поражение первенцев (Исх 12:29)Исход из Раамсеса (Чис 33:3)21 I 1 Переход через море(Исх 14)15 II 1 Израиль в пустыне Син (Исх 16:1)1 III 1 Израиль у горы Синай(Исх 19:1,2)6 III 1 Богоявление на Синае Заключение завета и дарование Десяти Заповедей (Исх 20)1 I 2 Поставление скинии завета (Исх 40:2,17)1-7 I 2 Освящение священников и жертвенника (Лев 8:33,35; Исх 29:37)8 I 2 Жертвоприношение Аарона
Слава Господня над скинией Гибель Надава и Авиуда (Лев 9:1,23; 10:1,2)8-19 I 2 Жертвоприношения начальников (Чис 7:1,2,10)14 I 2 Пасха(Чис 9:1-5)1 II 2 Первое исчисление народа (Чис 1:1)14 II 2 "Вторая Пасха" (Чис 9:11)20 II 2 Сыны Израилевы отправляются в путь из Синайской пустыни (Чис 10:11,12)
Посещение разведчиками Ханаана "в пору созревания винограда" (Чис 13:21), те в четвертом месяце (см Календарь)
10 VII 2 День Очищения(Лев 16:29-34) Пребывание в Кадесе, предположит до 3-го года (Втор 1:46; 2:14)38 лет см Странствование в пустыне (II,2)
I 40 Израиль снова в Кадесе Кончина Мариами (Чис 20:1)1 V 40 Кончина Аарона (Чис 33:38)40 Переход через поток в долине Заред(Втор 2:14)1 XI 40 Прощальная речь Моисея (Втор 1:3-5)Кончина Моисея в одиннадцатом месяце (Втор 34:8; ср Нав 4:19)Хронологические данные Пятикнижия и иудейской традиции о жизни Моисея
IV
Как приемный сын дочери фараона (Евр 11:24), М был "научен всей мудрости Египетской" (Деян 7:22); он, несомненно, был хорошо знаком с религ традициями и юрид нормами Древнего Востока Возм, в Египте он проявил свои способности и на дипломатич поприще (так утверждают иуд предания) Но вся его блестящая будущность егип вельможи (а возм, даже наследника престола) мгновенно рухнула, когда 40-летний М, заступившись за соплеменника-раба, убил егип надсмотрщика Спасаясь от гнева фараона, он бежал из Египта в Мадиам Живя там, М женился на Сепфоре (см Сепфора), дочери мадиамского священника Рагуила, или см Иофора (Исх 2:11-22; Чис 10:29) Здесь он прожил 40 лет среди народа, чье родословие, как и родословие израильтян, восходило к Аврааму (Быт 25:1,2)и к-рый, возм, сохранял нек-рые религ традиции потомков Авраама, имея представление о едином Боге (см Исх 18:10-12) Своему первенцу М дал имя Гершом (евр "пришельцем (был я) там"; в Синод пер - Гирсам), выразив то тоску по стране праотцев - Ханаану; второго сына он нарек Элиезером (евр "Бог - мой помощник"; в Синод пер - Елиезер), запечатлев тем самым несокрушимую веру в Бога Авраама (Исх 18:3,4) Годы, проведенные в Мадиаме в общении с Иофором, помогли М достичь внутр зрелости И настал час, когда Бог призвал его к великой миссии - освобождению Своего народа (Исх 2:23 - 4:17) Господь открылся М в пламенеющем терновом кусте ("неопалимой купине") с именем, означающим "Вечносущий", или: "Я Есмь" ("Я здесь", согл комментарию М Бубера; это имя совмещает в себе три временные формы др-евр глагола гайа - "быть" или гава - "производить бытие", и, след, означает "Тот, Кто был, есть и будет" или "Тот, Кто производил, производит и будет производить бытие", Исх 3:13-15; в Синод пер здесь - "Сущий" Согл иуд традиции, при произнесении вслух это имя заменяется словом Адонай - "Господин мой", поэтому практич везде в Септуагинте оно переведено как Кюриос - "Господин", "Владыка", в Синод пер - "Господь") Однако Богу предстояло преодолеть в М неготовность к столь высокой миссии, тк тот считал себя недостойным осуществлять поручения Всевышнего Бог дал в сотрудники М Аарона - в качестве оратора, тк сам М не отличался красноречием
V
М и Аарон совместно предстали пред собранием израил старейшин (Исх 4:28-31), а затем и перед фараоном, чтобы добиться возвращения народа в землю обетованную (Исх 5) Посредством целого ряда чудес и наказаний (см Казни египетские) Господь преодолел сопротивление фараона, к-рый, постоянно ожесточая свое сердце, нарушал обещания отпустить израильтян (см Исход) Переходом евреев через расступившееся см Чермное море и гибелью в его водах войска фараона завершилась победа Божья, запечатленная в уставах Пасхи и прославленная в песне Моисея и Мариами (Исх 12 -14; 15:1-21) Это произошло, согл иуд традиции, в 1313-1312 гг до РХ, по мнению же совр ученых, - ок 1270 или ок 1445 г до РХ (см Летосчисление, IV,2)
VI
Путь Израиля в Ханаан лежал через пустыню (см Странствования в пустыне) Здесь постоянно проявлялись долготерпение М, его преданность Богу, непоколебимая вера в Него и его любовь к своему народу Народ же вновь и вновь проявлял недовольство, роптал и восставал - в Мерре (Исх 15:23,24), в пустыне Син, в Массе и Мериве (Исх 16:1-15; 17:1-7) В ответ на ропот Бог являл чудеса: подавал еду в виде перепелов и манны, воду из скалы После победы над Амаликом (см Исх 17:8-16)Иофор привел в стан израильтян семью М, к-рую М на время бурных событий исхода из Египта отослал к своему тестю Иофор дал М мудрый совет по отправлению правосудия (см Исх 18)
VII
Господь сошел на гору Синай, и М присутствовал, как посредник завета, при объявлении Богом Десяти заповедей (см Десять заповедей ), М передал народу часть будущей Торы (Пятикнижия) - Книгу Завета (см Книгу Завета) и вместе со старейшинами Израиля торжественно заключил от лица народа завет с Богом (см Исх 19; 20; 24) Затем он снова взошел на гору и пребывал там сорок дней и ночей В это время он получил множество повелений, касающихся устроения на свящ началах религ-нравств, обществ, политич, экономич, семейной и частной жизни израильтян (согласно иуд традиции, 613 заповедей, подробно развивающих содержание десяти первоначальных), в тч указания о возведении скинии (см Скиния) собрания и предписания о богослужении (см Исх 21-31) Сходя с горы, М нес народу две см Скрижали Закона с начертанным на них Десятословием (Декалогом, см Десять заповедей) Однако, пока М пребывал на горе, народ, смущенный его долгим отсутствием, принудил Аарона изготовить золотого тельца Идол был отлит, и народ стал приносить ему жертвы М в гневе разбил скрижали завета, тк народ нарушил условие завета - не поклоняться иным богам; вслед за этим М произвел суровый суд над отступниками Вскоре, однако, он предстал пред Богом с самоотверж ходатайством за народ, умоляя простить израильтян или, в противном случае, "изгладить" самого Моисея из книги Господней (те, очевидно, М был готов ради своего народа отказаться от жизни вечной! Исх 32:31-33; ср Мал 3:16,17) И Бог обещал не оставлять Израиля (Исх 32-33) Господь написал Десятословие на новых скрижалях Когда, вновь проведя на Синае сорок дней и ночей, М вернулся к народу, лицо его "сияло лучами", потому что Бог говорил с ним Всякий раз, закончив передавать израильтянам повеления Божьи, он закрывал покрывалом лицо, пока вновь не представал пред Богом (Исх 34; 2Кор 3:7-18) Была воздвигнута скиния завета (Исх 35-40), М получил предписания о жертвоприношениях и посвятил Аарона и его сыновей в священники (Лев 8)
VIII
На втором году странствований по пустыне, Мариамь и Аарон, завидуя М, стали упрекать его за то, что он взял жену из племени кушитов (Хуш; в Синод пер - "Ефиоплянку", Чис 12:1) Они пытались оспорить исключительность миссии и сана М Однако Бог засвидетельствовал: "Устами к устам говорю Я с ним, и явно, а не в гаданиях, и образ Господа он видит" (Чис 12:8) В наказание за грехМариамь была поражена проказой и исцелилась только благодаря молитве М Под Моисеевой "женой Ефиоплянкой", очевидно, подразумевается Сепфора, а не к-л другая женщина (см имена в Быт 10:6-8, часть из к-рых указывает на принадлежность к аравийским племенам) Позже, когда разведчики, посланные для обозрения Ханаана, возвратились в Кадес и своим рассказом побудили народ к мятежу, М своим ходатайством перед Богом за народ вновь воспрепятствовал его истреблению (Чис 13-14) Он опять, как и на Синае, отклонил предложение Бога сделать его потомков многочисл и могучим народом, к-рый пришел бы на место согрешивших израильтян (Чис 14:12; ср Исх 32:10) При восстании Корея (см Корей) (3), см Дафана и см Авирона М и Аарону удалось отвратить от народа самую тяжкую кару (Чис 16) Но после этого они и сами согрешили, обратившись в Кадесе к народу с укорами от своего, а не от Божьего имени (Чис 20:10) Кр того, М вместо того чтобы словом извести воду из скалы, как это повелел ему Господь, дважды ударил по ней жезлом (Чис 20:8, 11-13) За это ослушание М и Аарон были лишены права войти в землю обетованную Но М и далее, вплоть до кончины, оставался вождем народа и посредником между Богом и Израилем Приведя евреев в Заиорданье, он передал права первосвященства Аарона его сыну Елеазару (Чис 20:23-29), а затем воздвиг медного змея как прообраз спасения верой (Чис 21:6-9; ср Ин 3:14-16) Кара над мадианитянами, к-рые соединились с моавитянами для совместных действий против Израиля, была также осуществлена под руководством М (Чис 31)
IX
В книге Второзаконие содержится прощальное обращение М к народу, с к-рым он выступил в Ситтиме, за Иорданом Он произнес поразит точное пророчество о грядущих судьбах Израиля (см Втор 28-30), провозгласил Иисуса Навина своим преемником, оставил израильтянам памятную Песнь, а также благословил их (Втор 31:7,8; 32-33) М умер в возрасте 120 лет, причем до последнего дня "зрение его не притупилось, и крепость в нем не истощилась" (Втор 34:7) Перед кончиной Господь показал ему с вершины горы Нево землю обетованную Бог Сам позаботился о погребении М, и место его захоронения осталось неизвестным В течение 30 дней народ оплакивал своего вождя, посредника завета, пророка, законодателя и автора Свящ истории (Втор 34) Согл нек-рым преданиям, отзвуки к-рых сохранились в Иуд 1:9, тело М не подверглось тлению и вскоре было воскрешено и преображено (см Мф 17:1-4, где М вместе со взятым живым на небо Илией беседует с Иисусом)
X
Ряд мест Пятикнижия свидет-вует о лит деят-сти самого М в связи с записью им текста Торы Он последоват перечисляет стоянки израильтян в пустыне (Чис 33:1-49); записывает обстоят-ва сражения с Амаликом (Исх 17:14); завершив Книгу завета, содержащую слова Закона Божьего (Исх 24:4,7), он в конце жизни передает ее левитам (Втор 31:24-26) Если иметь в виду непосредств влияние свыше, постоянно сопутствовавшее записи Пятикнижия (см Исх 17:14; Втор 31:19), а также образование, полученное М в Египте, то становится понятно, как ему удалось осуществить запись столь грандиозного свода сведений о мироздании и о Свящ истории, каким являются книги, носящие его имя При этом спорным остается вопрос, в какой мере М при составлении книги Бытие пользовался древнейшими историч источниками Имя М носят и нек-рые поэтич произведения, входящие в Тору (Песнь при переходе через Чермное море, Исх 15; Песнь Моисея и Благословение Моисея, произнесенные им перед смертью, Втор 32-33), а также Пс 89 Согл иуд преданию, он - автор Пс 90-99 и Книги Иова Существуют и приписываемые авторству М см Апокрифы, напр Вознесение Моисея, Апокалипсис Моисея, Книга Юбилеев (евр оригинал к-рой был найден в Кумране) и др
XI
Будучи законодателем (см Закон), М передал народу Израиля от лица Бога заповеди, законы, суды и уставы, предписывающие нормы и правила каждодневной жизни и порядок богослужения Будучи пророком, он возвестил народу грядущие последствия как повиновения Богу, так и противления Его воле Будучи народным вождем и верховным судьей, М заботился о том, чтобы Израиль жил согл постановлениям Господним При этом он постоянно выступал ходатаем за свой непокорный народ, отвращая от него гнев Божий М отказался стать прародителем нового народа, тк тогда погибли бы согрешившие израильтяне, и предпочел принести себя в жертву за этот народ(Исх 32:32) Его деят-сть была одноврем и священнич, и пророч Вспыльчивый, склонный к гневу в молодые годы, с терпением и любовью трудился он на благо своего народа в годы зрелости и в старости удостоился такого свидетельства: "Моисей же был человек кротчайший из всех людей на земле" (Чис 12:3) Он был мужем молитвы, с к-рым Господь говорил "лицом к лицу, как бы говорил кто с другом своим" (Исх 33:11) Он, будучи посланником Господа, противостоял и могуществу фараона, и мятежному народу После 80 лет жизни, на протяжении к-рых Бог духовно воспитывал и научал М, его бескорыстное и самоотверж служение послужило тому, что из множества потомков Авраама, Исаака и Иакова сложился новый единый народБожий В НЗ М, как посредник ВЗ, сопоставляется с Иисусом Христом; при этом как сам М, так и его деяния объявляются прообразными по отношению к событиям НЗ (Ин 3:14,15; Деян 3:22-24) Миссия Сына Божьего рассматривается как завершение и кульминация миссии М, а учение Иисуса - как откровение духовного смысла учения М (Мф 5:17-20; Ин 1:17; Рим 3:21; 2Кор 3:12-18) В том же "доме Божьем", где М был верным служителем, Христос является Сыном (Евр 3:2-6)
Определения, значения слова в других словарях:
Поделиться: