Мода - это...
МОДА (лат modus - мера, правило, образ) - обычно непродолжительное господство определенного типа стандартизированного массового поведения, в основе которого лежит относительно быстрое и масштабное изменение внешнего (прежде всего, предметного) окружения людей Кант определял М как "непостоянный образ жизни" Как массовое увлечение увлечение каким-либо явлением, М известна еще с древности; М в современном понимании появляется в Европе в 14-15 вв Изучение М не должно ограничиваться ее сведением только к эстетическому феномену, что приводит к выпадению из поля зрения многих особенностей ее природы и функционирования Природе М свойственны: релятивизм (быстрая смена модных форм), цикличность (периодическая обращенность в прошлое, к традициям), иррациональность (М обращена к эмоциям человека, ее предписания не всегда сообразуются с логикой или здравым смыслом), универсальность (сфера деятельности современной М практически не ограничена; М обращена ко всем сразу и к каждому отдельно) М выступает как внешнее оформление внутреннего содержания общественной жизни, выражая уровень и особенности массового вкуса данного общества в данное время К функциям М можно отнести ее возможность конструировать, прогнозировать, распространять и внедрять определенные ценности и образцы повеления, формировать вкусы субъекта и управлять ими М дополняет традиционные формы культуры через их преломление современностью и конструирует на этой основе новое окружение человека и его самого М выступает как одно из средств социализации: М как подражание данному образцу "удовлетворяет потребности в социальной опоре, дает всеобщее, общепринятое" одинокому человеку (Зиммель) Еще одной функцией М является функция социальной маркировки, идентификации, дистанцирования Зиммель считал М классовым явлением: М различных социальных слоев всегда различна "Космополитичная" функция современной М заключается в ее тенденции к сближению и размыванию национальных стилей на основе массовой культуры и универсального стиля Можно говорить и об экономической функции М, связанной с ее динамизмом: М опережает физический износ предмета (товара) моральным и, следовательно, обеспечивает промышленность спросом на новое, постоянно расчищая рынок для сбыта Современная М имеет две существенные особенности: М 19-20 вв представляет собой систематические, организованные, масштабные трансформации внешнего и внутреннего мира личности (современная М - это смена стиля, а не двух-трех предметов или форм), ритм смены стилей в современной М резко возрос (сейчас модный стиль держится в среднем 7-10 лет) По вопросу специфики механизмов распространения М большинство исследователей высказывается за ведущую роль психологических факторов: подражание (Лебон), стремление к собственному величию (Фрейд), "желание быть значительным" (Дьюи), обретение социальной опоры (Зиммель) Наряду с этими факторами указывают еще на массовую привычку, на то, что М выступает как оценивающая и предписывающая сила Эффективность проявления подобных факторов зависит от качества среды действия М: динамизма развития общества, готовности к изменениям, восприимчивости к новому и тп
Определения, значения слова в других словарях:
Поделиться: