Моавитяне - это...

Моавитяне (об этимологии слова см Моав; о происхождении народа см Лот) Согл Библии, М родственны аммонитянам, и оба эти народа состояли в родстве с Израилем М обитали вост Мертвого моря, сев Эдома и юж Аммона Они изгнали эмимов и заняли их тер (Втор 2:10,11) Однако ко времени появления израильтян в Заиорданье аморреи во главе с Сигоном, царем Хешбона (в Синод пер - Есевона) оттеснили М и аммонитян, отняв у них земли между Арноном и Иавоком (Чис 21:13,26-30) При разделении Ханаана и Заиорданья между коленами Израиля колено Рувима получило в удел область от Ароера, стоящего на реке Арнон, до Иордана, включая все нагорье в области Медевы (Мадабы) вместе с Хешбоном (Есевоном) и зависящими от него городами (Нав 13:15-23) Так рувимляне стали сев соседями М, что постоянно создавало для последних трудности политич характера Уже ко времени исхода Израиля из Египта М входили в число крупнейших в пределах Ханаана народов (Исх 15:15) В песне Моисея (Исх 15) говорится об эйлей Моав - "сильных Моава" (в Синод пер - "вожди Моавитские"), что может быть понято и как "овны Моава": такое обозначение могло быть намеком на обилие скота в Моаве (см 4Цар 3:4), кр того, в древнейшей ближневост символике овен означал правителя Господь запретил израильтянам враждовать с М и нападать на них (Втор 2:9) М позволили израильтянам пройти через свои земли в Ханаан(Втор 2:28,29), однако не только не встретили их хлебом и водой, но даже призвали см Валаама, чтобы тот проклял народ Господень (Втор 23:4,5) В наказание М и в десятом поколении не дано было войти в общество Господне (Втор 23:3) В Ситтиме М совращали израильтян к идолопоклонству (Чис 25; Ос 9:10)Царь М Еглон, покорив израильтян, угнетал их 18 лет, пока судья Аод не поразил его, подготовив этим избавление от ига М (Суд 3:12-30) Однако во взаимоотношениях израильтян и М наблюдаются и нек-рые проявления приязни Так, Руфь, прабабка Давида, была моавитянкой; Давид доверил своих родителей охране царя Моава во время преследований Саула (1Цар 22:3,4) После разрушения Иерусалима в 586 г до РХ нек-рые иудеи нашли пристанище в Моаве (Иер 40:11) Чаще, однако, М были противниками израильтян Саул вел с ними войну (1Цар 14:47), Давид, победив, сделал их своими данниками (2Цар 8:2,12; 1Пар 18:2,11) Об истории М в IX в до РХ см Меша см Камень Меши При израил царе Иоасе моавитские полчища вторглись в страну (4Цар 13:20,21) М платили дань ассир царям Тиглатпаласару III, Синаххерибу и Асархаддону, поддерживали Ашшурбанапала Во время восстания Иоакима против Навуходоносора они напали на Иудею (4Цар 24:2) М заключили с Седекией временный союз против Навуходоносора (Иер 27:3), однако впоследствии радовались поражению Иудеи (Иез 25:8-11) После возвращения из вавил плена нек-рые иудеи взяли себе в жены моавитянок (Езд 9:1,2; Неем 13:23) С течением времени М были поглощены арабами Пророки по-разному описывали грядущий суд над М, к-рый постигнет их, гл образом, за гордость и высокомерие (Ис 15-16; Иер 9:25,26; 25:21; 48; Ам 2:1-3; Соф 2:8-11) М были язычниками, главным их божеством был Кемош (в Синод пер - Хамос, 3Цар 11:7) (См надпись на Камне Меши, где помимо Кемоша, упоминается Аштар-Кемош - вероятно, верховная богиня) Почитаемым у М божеством был также Ваал-Фегор (Чис 25:1-3); по-видимому, считалось, что он обитает на одной из вершин Аваримских гор (см Моав, 2)


Поделиться:

Реклама