Мифологическая Школа - это...

МИФОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА - научное направление в фольклористике и литературоведении 19 в, возникшее в эпоху романтизма Философской основой для МШ послужила эстетика романтиков Шеллинга и братьев А и Ф Шле-гелей Для них миф был первообразом поэзии, из которой затем развились наука и философия, а мифология являлась первичным материалом для всякого искусства, в ней следует искать "ядро, центр поэзии" Возрождение искусства возможно, согласно учению МШ, только на основе мифотворчества В последствии эти идеи развивали братья В и Я Гримм, с именами которых в 20-30-е 19 в связано окончательное оформление МШ Мифология, по утверждению братьев Гримм, есть форма первобытного мышления, "бессознательно творящего духа", средство объяснения человеком окружающего мира Сторонниками МШ были А Кун, В Шварц - в Германии, М Мюллер - в Англии, М Бреаль - во Франции, АН Афанасьев, ФН Буслаев, ОФ Миллер - в России МШ в Европе развивалась в двух направлениях: этимологическом (лингвистическая реконструкция мифа) и аналогическом (сравнение сходных по содержанию мифов) Представители первого направления (А Кун, М Мюллер) объясняли происхождение мифов "солярной теорией" (М Мюллер), суть которой заключалась в том, что предпосылкой для возникновения мифов считали обожествление солнца и светил, и "метеорологической теорией" (А Кун), когда первопричину мифов видели в обожествленных силах природы: ветре, молнии, грозе, буре, вихре Приверженцем "этимологического" направления в России был ФИ Буслаев, полагавший, что все жанры фольклора возникли из мифа "Аналитической" концепции придерживались В Шварц и В Манхардт, видевшие первопричину мифов в поклонении "низшим" демоническим существам Взгляды МШ школы отчасти разделяли АА Потебня, АН Пыпин, синтез всевозможных теорий МШ наблюдается у АН Афанасьева Мифологическое направление в процессе развития обогащалось теорией литературного заимствования, теорией эвгемеризма (мифологические божества возникли в результате обожествления человеком великих людей), антропологической теорией (теорией самозарождения мифологических сюжетов) Такое многообразие концепций ослабляло эффективность мифологического подхода к произведениям древней словесности В результате возникла необходимость в некой объединяющем начале, коим стал принцип сравнительно-исторического изучения произведений древнерусской литературы и фольклора Таким образом, в процессе развития МШ формируется школа сравнительной мифологии (АН Афанасьев, ОФ Миллер, АА Котляревский) Заслуга представителей этой ветви состоит прежде всего в том, что они собрали и исследовали огромное поэтическое наследие русского народа, сделали его предметом всемирного изучения, заложили основы сравнительного изучения мифологии, фольклора и литературы Существенным недостатком МШ было стремление найти "мифологический" аналог любому, самому незначительному явлению, герою, поэтому ряд теоретических выводов школы был отвергнут последующими направлениями В 20 в в рамках МШ зарождается "неомифологическая" теория, в основе которой лежало учение Юнга об архетипах "Неомифологи" сводят многие сюжеты и образы новой литературы к символически переосмысленным архетипам древнейших мифов, отдавая при этом приоритет ритуалу над содержанием мифа Новое направление получило широкое распространение в англо-американском литературоведении


Определения, значения слова в других словарях:

Философский словарь
- направление в бурж. историографии первонач. христианства, ставившее перед собой задачу доказать, что еванг. рассказ об Иисусе Христе является мифом. В истории развития этой школы выделяются 3 периода. 1-й связан с именами франц. ученых Ш. Дюпюн и К. Вольнея, создавших...

Поделиться:

Реклама