Мидраш - это...
МИДРАШ (иврит. "толкование", точнее — "выявление скрытого смысла") — в иудаизме — 1) жанр литературы гомилетического (см. Гомилетика), экзегетического и герменевтического характера, связанный с комментированием Св. Писания (см. Танах, Тора) и выявлением имплицитно присутствующего смысла в наиболее сложных его фрагментах, прежде всего в целях выяснения вопросов еврейского религиозного закона — Ѓалахи, а также постановки и разрешения религиозно-философских и нравственных проблем; 2) общее название сборников раввинистических толкований Танаха, сложившихся после завершения Талмуда; 3) метод толкования Торы и всего Танаха для выяснения вопросов Ѓалахи (М.-Ѓалаха) или извлечения поучения из Аггады (см.; М.-Аггада).
По времени возникновения и включения в собрание аггадические М. делятся на ранние, средние и поздние. Возникновение ранних, или классических, М. относится к эпохе амораев, создателей Гемары (время деятельности амораев, которых насчитывалось в общей сложности ок. 2 тысяч, относится к нач. 3—6 в.).
Средние М., написанные на искусственном иврите, свободном от арамеизмов и грецизмов, относятся к периоду 6—10 вв. и уже обнаруживают признаки упадка жанра, особенно во вступлениях, которые становятся все более подражательными. На М. этого периода оказали влияние псевдоэпиграфы (см.; см. также Второканонические книги) и апокрифы эпохи Второго Храма. В средних М. возрастает количество проповедей демонологического содержания.
Поздние М. составлены в 11—12 вв. на средневековом иврите. В них нет традиционных вступлений и еще более усиливается влияние псевдоэпиграфов. Наиболее известные из них — Абба Гурион, Эстер Рабба II, Мидраш Теѓиллим II, а также сочинения, принадлежащие школе знаменитого проповедника (см. Даршан) Моше ѓа-Даршана (1-я пол. 11 в.).
Г. В. Синило
Определения, значения слова в других словарях:
Поделиться: