Мид - это...
• МИД (Mead) Джордж Герберт (1863-1931) - американский социолог, психолог и философ При жизни печатался мало Основные его работы собраны в книгах: "Разум, Я и Общество" (1934) и "Философия действия" (1938) М испытал сильное воздействие идей прагматизма, самоопределял свою концепцию как "социальный бихевиоризм", однако фактически (если смотреть во временной ретроспективе) заложил теоретические и методологические основания теории символического интеракционизма (термин введен его учеником Блумером в 1937) Специфика восприятия реальности действующим субъектом (физическим субъектом, "живой формулой", социальным "Я") задается его непосредственным актом Однако содержание объектов через акт предзадается всем прошлым опытом индивида Следовательно, между субъектом и объектом складываются каждый раз особые отношения, так как объекты могут быть связаны с разным опытом субъектов По сути они связаны с различными индивидуальными "перспективами", определяемыми спецификой отношений индивида со средой (следовательно "перспективы" имеют под собой объективные основания) Реальность складывается, в конечном счете, из многообразия возможных "перспектив" и систем социальных взаимодействий Участие индивида одновременно во многих "перспективах" и задает социальность (те последняя возникает в интерсубъективном пространстве взаимодействий) В этом отношении любая воспринимаемая реальность будет социальной, но всегда социален и субъект, конституируемый своим участием в различных "перспективах" и взаимодействиях (понимаемых как межиндивидуальные) Действия конкретного человека могут быть восприняты другими людьми, лишь будучи соотнесены со значениями, общими для взаимодействующих индивидов Значения выражают редуцированные схемы прошлых взаимодействий, а их тождественность в опытах различных людей предполагает возможность "принятия роли другого" Сложное взаимодействие строится принципиально по этой же схеме, только в нем обобщается мнение группы относительно общего для индивидов, в нее входящих, объекта взаимодействия Таким образом, в нем принимается не просто "роль другого", а "роль обобщенного другого" Усложнение взаимодействий, в которые включается индивид, предполагает и наращивание им способности к рефлексивному отношению Происхождение "Я", таким образом, социально Человек способен превращать себя в объект для самого же себя "Завершенное" "Я" отражает структуру собственных взаимодействий, те социальность, но и выступает источником новаций в ней В структуре социального "Я" М различает две подсистемы Подсистему "I" - автономный источник спонтанного поведения, определяющей специфику реакций индивида на стимулы Она постоянно продуцирует отклонения в структуре взаимодействий, не давая последнему "окостенеть" в жестких схемах Подсистему "те" - интернализованную структуру групповой деятельности "I" ответственна за индивида как субъекта, "те" - как объекта Любое взаимодействие предполагает владение языком (как символической системой), позволяющим через символы увидеть себя в мире и создавать новые символы Способность владения символическими системами закладывается в социализации Это необходимое условие возникновения сознания и становления индивидуальности Общность значений для взаимодействующих индивидов задается языком, позволяющим извлекать смыслы через осознание мира и самосознание (в котором человек, будучи субъектом, способен становиться и объектом для самого себя) Взаимодействие "Я" как объекта и "Я" как субъекта опоследуется образом "обобщенных других" (вплоть до представлений об обществе в целом) Граница между "Я"- объектом и образом "обобщенных других" прозрачна и во многом относительна "Я"-объект формируется как результат совместных действий и именно в таком качестве отделяется в рефлексии от "Я" субъекта Тем самым образ "обобщенного другого" как посредник во многом предопределяет целостность складывающихся субъект-объектных отношений и на уровне индивида и на межиндивидуальном уровне в реальных "символических интеракциях" - взаимодействиях Способность дистанцировать себя от роли и роли между собой (ход, развитый учеником М - И Гофманом) задает в ходе общения "игру в роли" как механизм поддержания социального порядка При естественной установке задание социальных дистанций в мире невозможно Влияние идей М надолго пережило их автора и вышло далеко за пределы социологии
Поделиться: