Методика определения степени ценностно-ориентационного единства группы - это...
Методика определения степени ценностно-ориентационного единства группы
Использование методики определения ценностно-ориентационного единства (ЦОЕ) группы позволяет экспериментатору ответить на вопрос о том, можно ли считать данную конкретную функционирующую группу сплоченной общностью, а также экспериментально определить степень выраженности этой важнейшей групповой характеристики. Создатели этой методической процедуры исходили из того, что анализ феномена групповой сплоченности не может быть сведен к рассмотрению таких, по-своему важных, характеристик межличностных отношений, как частота и интенсивность контактов членов общности, степень их взаимной симпатии и т. -п. Следуя их аргументации, с которой трудно не согласиться, приходится признать, что в целом ряде случаев активизации межличностных контактов членов группы, порой резкая интенсификация их взаимодействия может быть прямым отражением не центростремительных, а, наоборот, центробежных сил, закономерно ведущих не к сплочению, а к фактическому распаду общности. В связи с этим в рамках теории деятельностного опосредствования межличностных отношений был разработан принципиально иной подход к пониманию психологической сущности феномена групповой сплоченности как ценностно-ориентационного единства членов контактной группы651. По сути дела, речь здесь идет о степени согласованности мнений, позиций членов конкретной общности в отношении наиболее значимых для ее жизнедеятельности объектов.
При этом необходимо специально подчеркнуть, что бытующее еще в обыденном сознании представление о сплоченной группе как о группе, мнения членов которой полностью совпадают по любому вопросу, никакого отношения не имеет к логике излагаемого подхода. Согласованность, а в оптимальной ситуации и прямое совпадение позиций членов группы по поводу какого-то объекта может быть расценено как показатель ее психологической сплоченности лишь в том случае, когда речь идет о проблемах, жизненно важных для группы в целом — о нравственных ориентирах, об оценке целей и задач совместной деятельности, о перспективах группового развития и т. -п. Понятно, что это ничего общего не имеет с предпринимаемыми некоторыми руководителями попытками нивелировать индивидуальные вкусы и интересы членов группы, что при условии "-успешного"- решения этой задачи неизбежно ведет, если не к потере, то, во всяком случае, к "-размыванию"- их личностности.
В реальной исследовательской практике наиболее широко используются два содержательно близких, но в процедурном плане неидентичных способа экспериментального определения уровня ЦОЕ группы. Выбор в качестве методического инструментария того или иного из них, как правило, определяется не индивидуальными пристрастиями экспериментатора, а самой конкретикой задач, требующих экспериментального разрешения в каждом отдельном случае. Опишем последовательно оба процедурных варианта и соответствующие каждому из них способы обработки эмпирических данных.
Описание методической процедуры (первый вариант). Проведение этого варианта методической процедуры определения ЦОЕ членов группы предполагает последовательное осуществление двух собственно экспериментальных этапов.
Предположим, нам необходимо определить меру согласованности мнений членов обследуемой общности по поводу того, какими качествами должен обладать ее лидер652. Тогда на первом экспериментальном этапе испытуемым предлагается в письменной форме указать те характеристики, которыми должен, по их мнению, обладать лидер их группы, и те личностные свойства, которые, на их взгляд, в этом плане недопустимы. Такой опрос проводится фронтально. При этом каждый испытуемый, выполняя поставленную перед ним экспериментальную задачу, индивидуально составляет список качеств.
В промежутке между первым и вторым экспериментальными этапами обрабатываются индивидуально составленные испытуемыми списки личностных характеристик лидера, составляется обобщенный список его качеств, представляющий собой ряд личностных свойств, наиболее часто встречающихся в индивидуальных ответах (таких качеств должно быть не менее пятнадцати).
На втором экспериментальном этапе каждого испытуемого знакомят с этим обобщенным списком и просят указать пять наиболее важных для лидера характеристик из тех, которые попали в сводный списочный ряд. Так же, как и первый, второй экспериментальный этап проводится фронтально, а выполняют экспериментальное задание испытуемые индивидуально.
На этом собственно экспериментальная процедура может считаться исчерпанной, и остается лишь непосредственно приступить к обсчету полученных эмпирических данных.
Обработка данных. Рассмотрим способ обработки данных на конкретном примере обследования группы из семи человек, членами которой являются испытуемые А., Б., В., Г., Д., Е., Ж. Предположим, проведен первый экспериментальный этап рассматриваемой процедуры, и в результате обобщения индивидуально составленных списков получили следующий сводный по группе набор характеристик лидера: справедливость, ум, ответственность, общительность, скромность, готовность прийти на помощь товарищу, доброта, способность признать свои ошибки, требовательность, работоспособность, настойчивость (умение довести дело до конца), осторожность, умение избежать наказания ("-выйти сухим из воды"-), физическая сила, покладистость (умение ладить с людьми) — всего 15 черт.
Представим также, что, выполняя экспериментальное задание второго этапа, члены группы осуществили следующий выбор, на их взгляд, наиболее ценных для лидера пяти качеств.
Сводная матрица членами группы наиболее значимых качеств "-идеального"- лидера
№- |
Список характеристик лидера |
А |
Б |
В |
Г |
Д |
Е |
Ж |
Количество выборов |
1. |
Справедливость |
4 |
- | - |
5 |
5 |
4 |
5 |
5 |
2. |
Ум |
3 |
1 |
1 |
3 |
2 |
3 |
1 |
7 |
3. |
Ответственность |
- | - |
2 |
- | - | - | - |
1 |
4. |
Общительность |
1 |
2 |
- |
2 |
1 |
1 |
2 |
6 |
5. |
Скромность |
- |
3 |
- | - | - | - | - |
1 |
6. |
Готовность прийти... |
5 |
4 |
- |
4 |
4 |
2 |
4 |
6 |
7. |
Доброта |
- | - | - | - | - | - | - |
0 |
8. |
Способность признать |
- | - | - | - | - | - | - |
0 |
9. |
Требовательность |
- | - |
3 |
- | - | - | - |
1 |
10. |
Работоспособность |
- | - |
4 |
- | - | - | - |
1 |
11. |
Настойчивость |
- | - |
5 |
- | - | - | - |
1 |
12. |
Осторожность |
- | - | - | - | - | - | - |
0 |
13. |
Умение избежать... |
- | - | - | - | - | - | - |
0 |
14. |
Физическая сила |
- | - | - | - | - | - | - |
0 |
15. |
Покладистость |
2 |
5 |
- |
1 |
3 |
5 |
3 |
6 |
Примечание: цифрами 1, 2, 3, 4, 5 обозначена очередность выбора данного качества испытуемым. |
Теперь полученных данных оказывается вполне достаточно для того, чтобы определить меру ценностно-ориентационного единства, так как количественный показатель, или индекс, групповой сплоченности в рамках рассматриваемого варианта экспериментальной процедуры вычисляется по следующей формуле:
где n — сумма выборов, которые получили пять качеств, чаще всего указываемых на втором экспериментальном этапе- m — сумма выборов, которые получили пять качеств, реже всего указываемых на втором экспериментальном этапе- N — общее число сделанных испытуемыми выборов.
В рассматриваемом нами конкретном случае в число пяти качеств, чаще других упоминавшихся испытуемыми (см. табл 5), попали такие характеристики лидера, как "-ум"- (семь выборов), "-общительность"- (шесть выборов), "-готовность прийти на помощь товарищу"- (шесть выборов), "-покладистость"- (шесть выборов), "-справедливость"- (пять выборов). Таким образом, здесь n=30. Что касается характеристик лидера, которые реже всего упоминались испытуемыми в ходе второго экспериментального этапа, то их также легко вычленить из общего списка качеств. Это — "-доброта"-, "-способность признать свои ошибки"-, "-осторожность"-, "-умение избежать наказания"- и "-физическая сила"-. Так как ни одно из этих качеств ни разу ни одним из испытуемых не было указано как наиболее ценное для лидера, здесь m=0. Как видно из приведенной выше таблицы, в экспериментальном опросе участвовало семь испытуемых, каждый из которых мог сделать пять выборов. Поэтому для данной группы N=35. Подставим цифровые значения n, m, N в приведенную выше формулу, вычислим индекс ЦОЕ для обследованной группы:
Отметим, что такой показатель уровня сплоченности группы нельзя расценить иначе, как очень высокий.
Оценивая диагностико-исследовательские возможности рассмотренного варианта методической процедуры определения уровня ЦОЕ, необходимо остановиться как на его преимуществах, так и на его недостатках.
Одним из важнейших преимуществ этого варианта определения уровня ЦОЕ группы является его процедурная компактность и портативность, а также простота способа обработки эмпирических данных. Немаловажным является и то, что с помощью описанной процедуры экспериментатор получает возможность сравнить по критерию сплоченности различные группы членства одного и того же человека, а значит, и сделать научно обоснованные выводы об относительной интенсивности и целенаправленности их воздействия на него, о силе группового давления, которое он испытывает. Отметим также, что, сравнивая по критерию сплоченности различные группы членства индивида, следует помнить о факте наличия экспериментально зафиксированной прямой зависимости между уровнем психологического развития общности и количественными показателями групповой сплоченности как ценностно-ориентационного единства ее членов.
В то же время, если нас интересует степень совпадения мнений, оценок, установок какого-то конкретного члена группы с позиций этой общности в целом, то данный вариант методической процедуры вряд ли можно рассматривать в качестве оптимального инструментария653. Для того чтобы добиться максимальной полноты такого анализа, более целесообразно было бы использовать другой, процедурно отличающийся от только что описанного методический прием определения уровня ЦОЕ группы.
Описание методической процедуры (второй вариант). Приступая к краткому изложению данной модификации определения уровня ЦОЕ группы, необходимо отметить, что оба рассматриваемых процедурных варианта близки не только по содержанию, но и по форме. Так, первые экспериментальные этапы, осуществляемые в рамках обоих этих вариантов, попросту полностью идентичны. Итогом этой начальной процедуры как в первой, так и во второй описываемой сейчас модификации методики ЦОЕ, является обобщенный список объектов (их характер зависит от конкретных исследовательских задач), формируемый экспериментатором на основе индивидуально составленных испытуемыми списков.
Что же касается второго экспериментального этапа, то он в данной процедурной модификации выглядит несколько иначе, чем соответствующая ему методическая процедура, осуществляемая в первом варианте методики определения уровня ЦОЕ группы. Предъявляя обобщенный список объектов оценивания (в рассматриваемом нами случае это — личностные качества лидера), экспериментатор предлагает каждому испытуемому не просто выбрать пять качеств, наиболее ценных, на его взгляд, а проранжировать по этому критерию весь списочный ряд характеристик. Таким образом, в результате проведения второго экспериментального этапа в рамках данной модификации получаются ранжированные ряды личностных качеств лидера. Количество таких упорядоченных списков "-лидерских"- характеристик равно числу членов обследуемой общности.
Обработка данных. Прежде чем приступить непосредственно к определению уровня ЦОЕ, экспериментатор должен осуществить еще одну, дополнительную по сравнению с первым вариантом методики, процедуру. На основе полученных в результате индивидуально сформированных испытуемыми ранговых рядов составляется модальный ряд качеств лидера, т. -е. такой упорядоченный их ряд, в котором место каждого элемента определяется величиной среднего арифметического суммы рангов, приписанных данному качеству членами группы.
Так, например, представим, что процедура индивидуально осуществленного ранжирования пятнадцати упоминавшихся качеств лидера дала следующие результаты (см. сводную матрицу выборов).
Сводная матрица выборов членами шруппы наиболее значемых качеств
"-идеального"- лидера
№- |
Список характеристик лидера |
А |
Б |
В |
Г |
Д |
Е |
Ж |
Средн. арифм. |
Порядк. место в |
1. |
Справедливость |
4 |
7 |
7 |
5 |
5 |
4 |
5 |
5,3 |
5 |
2. |
Ум |
3 |
1 |
1 |
3 |
2 |
3 |
1 |
2 |
1 |
3. |
Ответственность |
12 |
15 |
2 |
14 |
12 |
8 |
8 |
10,1 |
10 |
4. |
Общительность |
1 |
2 |
12 |
2 |
1 |
1 |
2 |
3 |
2 |
5. |
Скромность |
8 |
3 |
11 |
15 |
6 |
9 |
6 |
8,3 |
7 |
6. |
Готовность прийти... |
5 |
4 |
8 |
4 |
4 |
2 |
4 |
4,4 |
4 |
7. |
Доброта |
7 |
6 |
9 |
6 |
7 |
10 |
7 |
7,4 |
6 |
8. |
Способность признать |
9 |
10 |
6 |
8 |
8 |
13 |
9 |
9 |
8 |
9. |
Требовательность |
14 |
12 |
3 |
10 |
10 |
6 |
10 |
9,3 |
9 |
10. |
Работоспособность |
13 |
14 |
4 |
11 |
9 |
11 |
12 |
10,6 |
12 |
11. |
Настойчивость |
11 |
9 |
5 |
12 |
11 |
14 |
11 |
10,4 |
11 |
12. |
Осторожность |
10 |
11 |
13 |
9 |
13 |
15 |
14 |
12 |
14 |
13. |
Умение избежать... |
15 |
13 |
15 |
13 |
15 |
7 |
14 |
13,1 |
15 |
14. |
Физическая сила |
6 |
8 |
14 |
7 |
14 |
12 |
15 |
10,9 |
13 |
15. |
Покладистость |
2 |
5 |
10 |
1 |
3 |
5 |
3 |
4,1 |
3 |
Тогда, как видим, модальный ряд качеств лидера будет выглядеть так:
1. Ум-
2. Общительность-
3. Покладистость-
4. Готовность прийти на помощь товарищу-
5. Справедливость-
6. Доброта:
7. Скромность-
8. Способность признать свои ошибки-
9. Требовательность-
10. Ответственность-
11. Настойчивость-
12. Работоспособность-
13. Физическая сила-
14. Осторожность-
15. Умение избежать наказания.
После завершения предваряющей собственно статистическую обработку эмпирических данных процедуры можно перейти уже непосредственно к вычислению индекса сплоченности группы и выявлению степени согласованности мнений каждого члена общности с общегрупповой позицией. Для этого должно быть проведено сравнение каждого из индивидуально составленных ранговых рядов с модальным рядом качеств. Для решения этой задачи может быть применен коэффициент ранговой корреляции Спирмена654. Понятно, что высокий коэффициент ранговой корреляции между модальным рядом качеств и ранговым рядом, составленным конкретным испытуемым, говорит о близости позиций данного члена группы и общности в целом.
Кроме того, анализ эмпирических данных, полученных с помощью второго варианта методической процедуры определения уровня ЦОЕ, естественно, позволяет получить и общегрупповой индекс сплоченности. Для этого необходимо вычислить арифметическую сумму коэффициентов ранговой корреляции между модальным рядом качеств и всеми индивидуально составленными ранговыми рядами, а затем полученную величину разделить на число членов группы.
651 Донцов -А. -И. Проблемы групповой сплоченности. М., 1979- Психологическая теория коллектива / Под ред. А. -В. -Петровского. М., 1979- Шпалинский -В. -В. Экспериментальное изучение параметров малых групп // Вопросы психологии. 1972. №- 5- Пути совершенствования практических занятий по психолого-педагогическим дисциплинам в высшей школе. М., 1979- и др.
652 Выбор сферы групповой жизнедеятельности, в отношении которой определяется уровень ЦОЕ ее членов, диктуется конкретными исследовательскими задачами.
653 Правда, некоторую информацию описанным способом все же можно получить. Так, например, из табличных данных легко увидеть, что образ желаемого испытуемым В. лидера группы явно отличается от представлений других членов общности об оптимальном ее лидере.
654 Пример вычисления коэффициента ранговой корреляции и степени статистической значимости его конкретной величины уже приведен при описании способа анализа эмпирических данных, получаемых с помощью методики выявления мотивационного ядра межличностных выборов.
Поделиться: