Метод проб и ошибок — способ выработки новых форм поведения в проблемных ситуациях. М. п. о., широко используемый бихевиоризмом для объяснения научения как вероятностного процесса, получил распространение в психологии после работ Э.Л. Торндайка, согласно которым слепые пробы, ошибки и случайный успех, закрепляющий удачные пробы, определяют путь приобретения индивидуального опыта у животных и человека. Тем самым была выделена согласованность поведения со средой на вероятностной основе, что позволило при интерпретации категории действия выйти за пределы жесткой альтернативы: либо механистической, либо телеологической его трактовки. Гештальтпсихология подвергла М. п. о. критике, противопоставив ему решение проблемы путем инсайта. Непродуктивность и теоретическая слабость такого противопоставления была показана И.П. Павловым. Свое значение М. п. о. сохранил лишь в узкой сфере искусственно создаваемых ситуаций- в частности, он вошел в состав конструктивных принципов кибернетических устройств.
М.Г. Ярошевский
Психологический словарь
- форма научения, описанная Э. Торндайком - в 1898 г., основанная на закреплении случайно совершенных двигательных и мыслительных актов, за счет которых была решена значимая для животного задача. В следующих пробах время, которое затрачивается животным на решение аналогичных...
Психологическая энциклопедия
(англ. trial-and-error learning) - форма научения, детально описанная в докторской диссертации Э. Торндайка (1898). Торндайк придавал доминирующее значениенавыку, который, согласно его взглядам, образуется путем закрепления случайных двигательных и мыслительных актов, приводящих...
Психологическая энциклопедия
Автор. Э.Торндайк (1898г.). Категория. Форма научения. Специфика. Основан на закреплении случайно совершенных двигательных и мыслительных актов, за счет которых была решена значимая для животного задача. В следующих пробахвремя, которое затрачивается животным...
Психологическая энциклопедия
- вид научения - способ выработки новых форм поведения в проблемных ситуациях. Широко использовался бихевиоризмом для объяснения научения как вероятностного процесса; распространился в психологии после работ Э.Л. Торндайка (последние годы XIX в.), согласно коим случайно...
Поделиться: