Метод Кристаллизации Проблем Макарова - это...
По данным В. В. Макарова (1993), более чем у половины пациентов первоначально заявленная проблема в ходе психотерапии трансформируется. Более того, пациент часто выражает разочарование в связи с тем, что проблема, разрешенная в процессе психотерапевтической работы, уже не является для него важной, тогда как истинно важная проблема осталась незатронутой. Это вызвано тем, что пациент зачастую лишен возможности правильно сформулировать свою проблему. Неразрешенные проблемы искажают восприятие и мышление человека, подавляют его, заполняют сознание, связывают энергию. То, что человек думает о проблеме, зачастую важнее самой проблемы. Проблема особенно актуальна, когда она не сформулирована при помощи слов. Вместе с тем словами в полной мере нельзя точно выразить чувства, мысли, прошлый опыт человека. М. к. п. М. эклектичен. Он заимствует в других методиках все лучшее, что пригодно для данного метода, объединяя возможности многих концепций, техник, подходов. М. к. п. М. относится к кратковременной психотерапии, когда на одного пациента затрачивается не более 1,5-3 часов рабочего времени. При использовании данного метода необходимо учитывать не только непосредственный результат, но и отсроченную динамику, которая чаще имеет положительный характер и выявляется у пациентов на протяжении года и более после проведения терапии. М. к. п. М. применяется как в групповой, так и в индивидуальной психотерапии. В первом случае группа малоструктурирована. Используются лишь те стандарты группы, которые предлагают сами участники в процессе работы. Формируется групповая сплоченность, условия для откровенного и доверительного общения. Обычно используется вариант двух кругов. Участники первого (внутреннего) круга активно работают, заявляя свои проблемы. Участники второго (наружного) круга в течение групповой встречи пассивны и разрешают свои проблемы, проецируя их на заявленные из первого круга. Основная функция второго круга — обратная связь, как бы уравновешивающая порывы участников первого круга, сдерживающая их от неконструктивной активности. Описываемый метод — это вербальная психотерапия, использующая основные приемы психотерапевтического воздействия: слушание, молчание, постановка вопросов, отражение чувств, присоединение, интерпретация, обобщение, структурирование. Перечисленные методики получили широкое распространение в психотерапии. Имеются также специальные приемы, предложенные для данного метода. К ним относится прием упрощения проблемы, когда психотерапевт побуждает пациента взглянуть на свою проблему максимально просто, отказаться от всего необязательного для нее, выделить самое ее ядро. Тогда проблема представляется уже не столь важной и сложной. Прием отделения проблемы от личности сводится к тому, что психотерапевт стремится подвести пациента к пониманию того, что заявленная проблема представляется случайной или, по крайней мере, чужеродной для пациента. Избавление от нее не поведет к каким-либо потерям. Прием доведения проблемы до абсурда направлен на то, чтобы показать проблему как нелепую, смешную. Если удается вызвать смех, шутки пациента в адрес его же проблемы, тогда разрешается или, по крайней мере, сглаживается ее острота. Во время процедуры доведения проблемы до ее завершения проблема проигрывается в воображении пациента, создаваемые ею ситуации доводятся до конца. Здесь пациент зачастую убеждается в отсутствии брутальных последствий в результате завершения ситуаций, обусловленных проблемой, а значит, и в необоснованности своих опасений и страхов. Кроме того, проигрывая в воображении различные варианты разрешения проблемы, возможно по несколько раз, пациент убеждается, что его страхи значительно преувеличивают саму проблему, которая уже не представляется столь значимой. Прием сведения проблем к внутриличностным обусловлен тем, что пациенты свою неуспешность часто связывают с внешними обстоятельствами. Это позволяет снимать ответственность с себя и оставаться пассивным в решении проблемы. Когда в группе проблема начинает рассматриваться как внутриличностная, пациент уже не может оставаться пассивным. Второй вариант этого приема состоит в том, что пациент начинает активно отторгать данную проблему, сопротивляясь рассмотрению ее как внутриличностной. Тем самым проблема подвергается определенной динамике, способствующей ее трансформации и разрешению. Прием разрушения апперцепции основывается на том, что люди постоянно поступают согласно прежнему опыту, часто бездумно, по шаблону. Чем лучше обучаемость человека, тем быстрее образуются шаблоны поведения. Живущие прошлым опытом упускают многие возможности в нашем бурно изменяющемся мире. Если приостановить апперцепцию, человек вновь начинает видеть, слышать, чувствовать. При этом резко возрастает уровень получаемой информации, изменяется картина мира. Прием работы с амбивалентностью связан с тем, что все актуальные психические состояния, эмоции, желания амбивалентны, т. е. всегда, хотя бы в минимальном объеме, содержат свою противоположность. Так, в переживаниях любви всегда можно обнаружить следы ненависти, в торжестве — разочарование. Активация противоположного психического состояния, эмоции или желания во время психотерапевтической работы приводит к динамике проблемы вплоть до ее разрешения. В М. к. п. М. важным является работа в пределах, а еще лучше — на пределе возможностей личностного роста, когда приобретаемые пациентом знания и умения могут реализоваться в поведенческих моделях. У многих пациентов выявляются близкие проблемы. В числе наиболее часто выявляемых можно назвать: проблемы выбора, ответственности, проблемы контроля внешнего и внутреннего, вины, тупика, отсутствия перспективы, проблемы потери цели, доверия к себе, доверия к другим. Большинство проблем во время психотерапевтического процесса можно свести к нескольким основным, глубинным, и, скорее всего, все они могут сводиться к экзистенциальным. Поэтому ряд психотерапевтов достигает мастерства в сведении любой проблемы пациента к одной из своих «излюбленных» и работает с этой проблемой (проблемы вины, конфликта, ранней травмы, низкой самооценки). М. к. п. М. все проблемы подразделяет на три уровня, распределяет их в трех слоях: поверхностном слое повседневных, обыденных проблем; глубоком слое личностно важных проблем, главных на некотором этапе жизни; и в слое экзистенциальных проблем, важнейших на всех этапах жизни. Изучение глубин личности, данных о семье, раннем развитии не является самоцелью, а проводится в том объеме, который необходим для разрешения заявленной пациентом проблемы. Автор выделяет пять уровней кристаллизации проблемы: 0 — проблема остается без изменений, эффекта нет; I — проблема вербализуется, становится ясной; II — проблема вербализуется, превращается в задачу, которая нуждается в разрешении; III — проблема вербализуется и разрешается; IV — обнаруживается общий подход к разрешению проблем такого уровня. Когда проблема вербализуется и становится ясной — это начальный результат. Важно сформулировать проблему таким образом, чтобы она трансформировалась в задачу, чтобы знания могли реализовываться в поведении, а человек получил заряд энергии для деятельности и свершений; энергия же, затрачиваемая на сдерживание себя, на ограничение активности, переключается на позитивную деятельность. Кристаллизация проблем — это психотерапия с акцентом на позитивном в человеке, направленная на поиск ресурсного состояния, к которому пациент сможет возвращаться и избавляться от подавленности, черпать энергию и оптимизм для активной деятельности. Высший уровень кристаллизации предполагает переход от работы с содержанием проблемы (такая терапия может оказаться очень длительной или даже бесконечной) к работе с формой и процессом психогенеза, носящими более общий характер и позволяющими обнаружить общий подход для разрешения сходных проблем данного уровня. М. к. п. М. может применяться как самостоятельный, единственный метод в лечении пациентов, а также на начальном этапе психотерапии для последующего выбора более адекватных для данного человека психотерапевтических методов. Этот метод используется и для работы с «трудными», длительно болеющими пациентами, неудачно лечившимися с помощью других методик психотерапии.
Определения, значения слова в других словарях:
Поделиться: