Месса - это...
МЕССА (франц. messe, лат. missa) — современное (со времен Тридентского Собора) название литургии у католиков, от возгласа перед выходом оглашенных: "Ite, missa est"="изыдите, (собрание) распущено". Отсюда название первой части М. до выхода оглашенных — М. испытуемых (литургия оглашенных), а второй части до конца: Missa fidelium (литургия верных).
Согласно Н. И. Барсову, состав католической М. в его историческом развитии на русском языке наиболее полно было изложено в издании: "Собрание древних литургий восточных и западных" (СПб., вып. 1—5, 1874—1878, под редакцией профессора Е. И. Ловягина), где был изложен и самый текст ее в первоначальном составе, в редакции папы Геласия, с последующими изменениями. Относительно времени совершения М. практика древней Западной Церкви представляет некоторые особенности в сравнении с Церковью Восточной. Уже во 2 в. на Западе литургию совершали дважды в неделю (кроме воскресенья): именно в среду и субботу, тогда как на Востоке, по свидетельству Юстина, она совершалась лишь в день воскресный. С 5 в. на Западе в праздники, когда в храм стекалось множество молящихся, возник обычай совершать литургию дважды в день в одном и том же храме (причем совершителем ее могло быть одно и то же лицо — пресвитер или епископ), поэтому эти дни назывались "многолитургийными". В 8 в. на Западе в одном и том же храме бывало совершались в праздник Рождества Христова четыре литургии. Во времена гонений временем совершения М. на Западе была ночь. Впоследствии же литургия стала совершаться днем, в дни праздничные — в 12 часов дня, в дни Четыредесятницы и вообще дни постные — в 3 часа дня. В Средние века было установлено совершать М. ночью в Рождество Христово и в Великую субботу.
Виды западной М.: 1) "торжественная", иначе — "великая", "главная", "каноническая", с пением и торжественными церемониями, с участием большего или меньшего числа священнослужителей; 2) домашняя, или тайная, М., совершаемая на домашнем алтаре; 3) М. в честь мучеников в дни памяти их; 4) М. по обету, например, по случаю освобождения какой-либо местности или лица от какого-либо бедствия; 5) М. по усопшим, о которой упоминал уже Тертуллиан.
По решению II Ватиканского Собора — конституция "О литургии" — в строй М. был введен ряд новаций: разрешено ее проведение на национальных языках, принято решение о восстановлении общей молитвы в церкви, по специальному разрешению Папы Римского и по постановлению епископов мирянам дозволено было причащаться (см. Конфирмация) хлебом и вином, поощряется включение в структуру М. тем национальной музыки и т. д.
Поделиться: