Мережковский - это...

МЕРЕЖКОВСКИЙ Дмитрий Сергеевич (1865-1941) - русский писатель и поэт, философ Муж ЗН Гиппиус В качестве поэта, эссеиста и романиста выступил одним из зачинателей символизма в русской литературе Один из организаторов (1901) Религиозно-философского общества, стремившегося гармонизировать отношения интеллигенции и церкви Будучи воинствующим антикоммунистом и противником большевизма, эмигрировал из России в 1920 Основные сочинения: "О причинах упадка и новых течениях современной русской литературы" (1893), "Лев Толстой и Достоевский (1901-1903), "Христос и Антихрист" (1893-1906), "Грядущий Хам" (1906), "Не мир, но меч К будущей критике христианства" (1908), "Больная Россия" (1910), "Зачем воскрес? (Религиозная личность и общественность) "(1916), "Тайна трех Египет и Вавилон" (1925), "Тайна Запада Атлантида и Европа" (1930), "Иисус неизвестный" (1932) и др (Собрание сочинений М было издано в Москве в 1914-1915 и уже тогда включало 24 тома) М провозгласил жизненно важным для России создание "нового религиозного сознания" Согласно его убеждению, эволюционирующее христианство (в отличие от "истинного" или "первоначального"), иерархизируя начала человеческого мира, допустило неоправданный перекос в направлении сакрализации духовного начала, сопряженного с отрицанием святости плоти и ее проявлений (Язычество же, царство Антихриста по сути своей, по М, допускало явную переоценку плотского начала в ущерб духу) Истинное же положение дел, по М, таково, что обе эти ипостаси человека находятся в неразрывном мистическом единстве, что находит свое выражение во всех великих таинствах раннего христианства: воплощении Бога во Христе, при котором слово становится плотью; евхаристии - причащении святых тайн и освящении плоти и крови; воскрешении - обретении плотью вечной жизни "Новое религиозное сознание" (или "религия третьего Завета") поэтому органично обретало у М не просто плотские, физические измерения, но также и явно очерчиваемую мыслителем сексуальную доминанту - М всегда был демонстративно чужд "бесплотному идеализму", именуя свою позицию "мистическим реализмом" или "мистическим материализмом" (Согласно М, логика историко-философского процесса включает в себя "догматический идеализм" как тезис, "догматический материализм" как антитезис и "мистический материализм" как синтез) По мысли М, "христианство - правда о небе, язычество - правда о земле, и в будущем соединении этих двух правд - полнота религиозной истины" Традиционную модель познания, включающую эмпирический (получение знаний о физической Вселенной) и метафизический (выработка разумом репертуаров поведения и деятельности, аппликация которых на действительность делала бы принципиально осуществимой ее познаваемость для человека) аспекты, М стремился дополнить познанием мистическим (мгновенным, интуитивным), направленным на приобщение к сверхрациональным истинам Результатом изысков М явилась его идея о том, что политическая революция в России необходимо будет сопряжена с духовным переворотом ("революцией духа"), итогом которых выступит устранение самодержавия царя-Бога (согласно М, в Московской России церковь оказалась подчиненной государству, а царь в результате приобрел статус земного божества) в пользу установления теократии Бога истинного Вновь следуя базовым схемам гегелевской диалектики, М четко определил реальное призвание и историческую роль коммунистической России исключительно как антитезиса России православной Синтезом же данных стадий эволюции своей Родины М полагал конституирование "третьей" России - истинно религиозной, теократической и мистически неуязвимой


Поделиться:

Реклама