Мэмфорд - это...
МЭМФОРД (Mumford) Льюис (1895-1990) - американский философ и социолог Представитель негативного технологического детерминизма В своих многочисленных работах по социальным проблемам техники, урбанизации, истории и теории искусства, архитектуры, морали, религии, культуры в целом (основные сочинения: "История утопий", 1922; "Техника и цивилизация", 1934; "Искусство и техника", 1952; "Превращения человека", 1956; "Город в истории", 1966; "Миф о машине", 1967-1970; "Интерпретации и прогнозы", 1973 и др) М выступает против чрезмерной технизации общества, приводящей к порабощению человека техникой Отвергает как неверную точку зрения, которая придает центральное место и направляющую функцию в человеческом развитии орудиям труда Не меньшую, а гораздо большую роль в развитии человека и общества, считает М, играют статические компоненты техники, своеобразные контейнеры различных типов, начиная от хижин, корзин и ловушек и вплоть до гигантских химических реторт, атомных реакторов, каналов и городов Еще более важное значение М придает происходящим в процессе развития общества видоизменениям лингвистических и иных символов, различным культурным формам, переменам в социальной организации и эстетическим замыслам, их художественным воплощениям Во взаимодействии орудий труда и культуры, представляющей собой совокупность символических форм, производство все новых и новых символов обгоняет производство орудий труда, способствуя развитию более ярко выраженных технических способностей, а потому играет более важную роль, чем утилитарное использование орудий труда В работе "Техника и цивилизация" М подчеркивал, что техника своим развитием обязана мифу, игре, фантазии, различным формам ритуала, песни, танца, занимающим в жизни человеческих сообществ (от примитивных до самых высокоразвитых) более важное место, чем утилитарный ручной или оснащенный техникой труд С его точки зрения, контроль над психосоциальной средой на основе выработки общей символической культуры в развитии общества был более существенным, значительно предшествовал и опережал производимый при помощи орудийной техники контроль человека над внешней средой При таком подходе приоритетное значение придается возникновению языка как коллективного продукта и средства умственной концентрации древнего человека Ибо только тогда, когда знание и опыт могли быть накоплены в символических формах и передаваться при помощи произнесенного слова от поколения к поколением, утверждал М, стало возможным сохранять каждое новое культурное приобретение от разрушения течением времени или с исчезновением предшествующего поколения М утверждал, что человек является существом, главным образом "использующим ум", производящим символы, что и соответствует определению homo sapiens, основой развития которого с самого начала было создание важных типов символического выражения, а не более эффективных орудий труда Однако технократическое представление о человеке как производителе орудий и их использователе привело, в конце концов, считает М, к тому, что инициатива и главная роль от работника, который управлял машиной, перешла к машине, управляющей работником Эта антигуманная тенденция использования техники находит свое концентрированное воплощение, по мнению М, в бездушной и безличной Мегама-шине, те предельно рационализированной, технократической социальной организации, построенной на жестком принципе единоначалия
Поделиться: