Мейер - это...

МЕЙЕР Александр Алексндрович (1875-1939) - русский философ и культуролог Родился в лютеранской семье, где домашним языком был немецкий, но в зрелые годы считал себя православным Учился на историко-филологическом факультете Новороссийского университета Увлекся революционной деятельностью, был арестован и выслан в Архангельскую губернию В последующем еще не раз арестовывался и ссылался В 1904 выслан из Баку в Среднюю Азию Сотрудничал в газете "Русский Туркестан" Вернувшись, в 1906 сблизился в Петербурге с кругом писателей и философов, сотрудничавших в журналах "Новый путь" и "Вопросы жизни" Активно занимался переводческой деятельностью, которую начал еще в годы Архангельской ссылки (переводил Маха, П Барта, Ф Йодля, Р Штаммлера и др) читал лекции в Обществе народных университетов (с 1908), в Вольной высшей школе Лесгафта (с 1910) На эти годы приходится перелом в мировоззрении М, он отходит от революционной деятельности В начале 1910-х сблизился с Мережковским и ЗН Гиппиус С 1914 по 1928 служил в публичной библиотеке После Февральской революции вернулся к пропагандистской работе В августе 1917 участвовал в работе Всероссийско Церковного Поместного Собора С 1918 по 1928 работал на вновь открывшихся Высших научных курсах ПФ Лесгафта, преподавал в ряде других учебных заведений К 1918 году вокруг М образовался религиозный кружок петроградской интеллигенции, в который в разное время входили Федотов, АС Аскольдов-Алексеев, Бахтин, НП Анциферов и др Кружок просуществовал до 1929, регулярно собираясь по вторникам В 1928 за деятельность в кружке М арестован (в 1928-1929 арестованы и другие члены кружка, в частности, Бахтин) В 1929 приговорен к расстрелу, замененному по ходатайству АС Енукидзе (с которым семья М была знакома по подпольной работе в Баку), 10 годами заключения Срок отбывал на Соловках, затем на Беломорканале В 1935 амнистирован, жил в Калязине, активно писал Умер в 1939 При жизни печатался мало (в основном статьи и доклады), значительная часть работ осталась в рукописях Основные сочинения: "Бакунин и Маркс" (1907); "Прошлое и настоящее анархизма" (1907); "Религия и культура" (1909); "Религиозный смысл мессианизма" (1916); "Что такое свобода" (1917); последняя прижизненная публикация - "Принудительный труд как метод перевоспитания" (1929), написанная на Соловках Среди неопубликованных при жизни работ: "Что такое религия? "(1926); "Эстетический подход" (1927); "Звон и слово в "Фаусте" Гете (1931); "Revelatia (Об Откровении) "(1931-1935); "Жертва Заметки о смысле мистерии" (1932-1933); "Gloria (О славе) "(1932-1936); "Три истока Мысли про себя" (1937) и др В первый период творчества М увлекался марксизмом, но выступил и его критиком г позиций анархизма Однако, последний истолковал через идею мистериального переживания действительности В творчестве и жизни Бакунина М увидел прежде всего творение новых элементов жизни, эстетику (артистизм) революционного дерзания, единство слова и поступка Фактически, раннее творчество М - это нащупывание идей и тем собственного философствования, подступы к проблеме личности и ее предназначения Складывание же собственной концепции связано с поворотом М к христианству, которое он никогда не толковал институционально и конфессионально, а видел в нем истоки философии человека Основные темы зрелого М - универсальное общение и онтология поступка, актуализм и персонализм как исходные принципы философствования М создал собственную концепцию диалогического общения, перекликающуюся с концепцией Бахтина и близкую идеям Бубера На пути к утверждению принципа личности как абсолютной ценности М должен был решить как минимум две проблемы: переформулировать свою же позицию "революционного дерзания", закрепленную еще со времен Ницше идею своеволия индивида и "укоренить" человека в мире Поработив природу, человек ("будущий бог") впал в культуртрегерский соблазн - осознав свою силу, прельщенный властью, человек обрек себя на одиночество, те на небытие (во всяком случае как личности) М неоднократно в работах "переходного" периода предупреждает об опасности ложного самоутверждения "Я" в культурном идеале В споре с Бердяевым М отрицает возможность оправдания человека через творчество (творческую самореализацию), предполагая тезис о необходимости овнешнения человека через его разностороннее включение в общение как предпосылку внутренней свободы человека, как возможность самой идеи личности В этом же ключе М дан анализ философии Фихте (которая рассмотрена им как проекция протестантизма в вопросах личностной проблематики) Согласно М, чистое Я Фихте присутствует в акте, не становясь плотью, не воплощаясь, без чего не может быть личности Фихтевское Я - "пустое я" ("попрание личности в индивиде"), так как не предусматривает и встречи с другими "Я" (имеет дело только с "не-Я") В этом же русле лежит и анализ языческого и вселенского начал в "душе нации", который может быть распространен и на отдельную конкретную человеческую душу Преобладание "языческого" ведет через утверждение национализма к принципу мессианистского искупления чужой, но не своей души, те ко лжи Преобладание "вселенского" - путь христианский, ведущий к осознанию своей миссии (жертвенной) в жизни Таким образом, согласно М, необходима гипотеза о Сущем, без которой человек не знает, кому адресовать свои запросы о личной судьбе, которая дает конечное основание для любых оценок, и без которой человек впадает в ложный мессионизм, ведущий к краю бездны Именно "Верховное Я" (Сущее) своей любовью рождает в нас личность, когда мы ему открыты, делает возможным общение с другими льдьми Человек, не покидая почвы конкретной истории и актуализируясь в современности, должен откликаться на голос Сущего Однако люди не способны удержать полностью истины откровения Это неизбежно ведет к превращению церкви в "механическую", закрывающуюся в своей институциональности и конфессиональности, догматизирует доктрину В результате религиозные ценности уходят в культуру и требуется новое религиозное сознание, способное воспринять новое откровение Для этого необходимо снять с Я присвоенную им атрибутику ложной божественности, не отрицая культуру, преодолеть ее во имя высших религиозных ценностей, признать мистериальный (жертвенный) характер культурного творчества "Жертвенность" несет в себе онтологический (причинность жертвенного обмена), актуалист-ски-деятельностный (единство слова и поступка как условие устроения бытия по "мере правды") и символически-мифологический (встреча горнего с дольным) аспекты Каждый в мире жертвенно предстоит каждому в сотворческом пространстве диалога "я" с "ты", "я" с "мы", Бога с миром Диалог, как основа практической нравственной философии, проникнут "личностностыо" и "тайностностью", дает жизнь любому содержанию и идее, но до конца не рационализируем С темой диалога в философию М вводится и проблематика "другого" Замкнутость отдельного "Я" преодолевается в интен-циальной устремленности сознания его напряжением до степени Эроса "Я" реализует себя лишь спасая "другого", вступая в диалог с чужой субъективностью "ты" (жертвенность по отношению к другому как структурирующий диалог признак) ("Другое Я", как противостоящее "чужое", М фиксирует термином "он") Находя "творческий отклик" друг в друге "я" и "ты" способны структурировать "мы", породить новую "общественность", задаваемую не принципами государства и общества, а строимую по принципам церкви диалогической духовности Пространство между "Я" и "другим" структурировано Оно заложено "откликами", те высказываниями и волевыми действиями, направленными на обнаружение смысла жизни, закрепленными в мифах, символах, мистериях, задающих предпосылки общения Личность обретает себя, проходя "сквозь" культуру, "сквозь" всех "других", включаясь в переживание жертвенной встречи с Абсолютом Так М выходит на онтологизацию слова как поступка, как прорыва мысли к сущему, через превращение жизни в подвиг восхождения к правде о самом себе, через синхронизацию идеи и биографии Сам М этот путь прошел в полной мере, увлекая многогранностью своих идей и поражая "гениальностью самой своей личности" (ДС Лихачев)


Поделиться:

Реклама