Мечеть Сиди-Укба в Кайруане - это...

В 670 году на территорию современного Туниса, изгоняя византийцев и обращая население в ислам, вторглись войска арабского полководца Укба ибн-Нафи аль-Фихри. Местные жители-берберы оказали упорнейшее сопротивление завоевателям, которое длилось около 70 лет. Арабские хронисты свидетельствуют, что, прежде чем окончательно перейти в мусульманскую веру, берберы двенадцать раз меняли свое решение.

В 671 году Укба ибн-Нафи основал Кайруан — первый арабский город в Северной Африке, возникший первоначально как военный лагерь (Qayrawan — по-арабски «лагерь») и ставший базой для арабских войск в Тунисе. Старинные арабские хроники сообщают, что в те времена это была пустынная, неприветливая местность, отстоящая далеко в сторону от торговых маршрутов. И вряд ли Укба ибн-Нафи предполагал тогда, что основанный им лагерь скоро станет самым значительным городом Магриба и займет в списке священных городов ислама почетное четвертое место после Мекки, Медины и Иерусалима.

Своему неожиданному возвышению Кайруан обязан священному источнику Бир Барута. По преданию, Укба остановил свое войско посреди сухой степи и объявил «На этом месте мы построим город, который станет оплотом ислама до конца мира»! Его военачальники с изумлением смотрели вокруг: куда ни глянь, всюду простиралась бесплодная пустыня, кишевшая змеями и скорпионами. «Но эта земля совершенно пустынна, здесь совсем нет воды, и она наполнена змеями и скорпионами!» — возразил один из них. «Имей терпение», — ответил Укба. Он вонзил посох в землю, и оттуда тотчас потекла вода. Этот неожиданно явившийся чудесный источник вынес на поверхность золотую чашу, в которой изумленный Укба ибн-Нафи признал кубок, потерянный им несколько лет назад в Мекке. По другой версии, этот золотой кубок был выбит из песка копытом лошади одного из воинов Укбы. Когда кубок выкопали из песка, из образовавшегося отверстия хлынул поток воды.

Оба варианта легенды сходятся в том, что вода источника Бир Барута полностью совпадает с водой священного источника Земзем в Мекке. Эта таинственная связь Мекки с Кайруаном, осуществляемая посредством воды, и стала причиной того, что Кайруан вот уже на протяжении полутора тысяч лет остается главным в Северной Африке центром паломничества мусульман. Считается, что семь посещений Кайруана могут заменить одно паломничество (хадж) в Мекку.

Что же касается ядовитых гадов, то, согласно легенде, основатель Кайруана Укба ибн-Нафи заклял их именем пророка Мухаммеда, после чего все змеи и скорпионы оставили это место. Только одна скорпиониха обратилась к Укбе с просьбой позволить ей остаться, чтобы успеть вывести потомство. Взамен она пообещала, что никто из ее детей впредь не тронет ни одного человека. Трудно сказать, что там было на самом деле, но местные скорпионы действительно не приносят вреда людям и живут под камнями, стараясь лишний раз не попадаться на глаза.

В Х—XI столетиях Кайруан достиг наивысшего расцвета и стал одним из наиболее важных культурных и торговых центров арабского мира. И хотя с XI века экономическое значение города начинает угасать, Кайруан до сих пор остается одним из центров ислама.

Самая грандиозная из построек Кайруана — знаменитая мечеть Джамаа аль-Кебир (Большая мечеть), называемая чаще мечетью Сиди-Укба, — первый значительный памятник арабо-берберской архитектуры. Ее построил в 670 году основатель Кайруана Укба ибн-Нафи, и она является самой древней мечетью Магриба. Впоследствии она дважды разрушалась и неоднократно перестраивалась. Свой окончательный вид и размеры (230 x 405 м) мечеть приобрела только к концу IX столетия.

Мечеть Сиди-Укба кажется огромным городом, который неожиданно возникает на плоской пустынной местности и господствует над низкой жилой застройкой окружающих улиц. Во внешнем облике кайруанской мечети явно присутствуют черты крепостной архитектуры. Это впечатление еще больше усиливают могучие контрфорсы, подпирающие массивные глухие стены, и огромный трехъярусный, напоминающий башню минарет высотой 40 м. Построенный в 724—728 годах, он является сегодня самым древним минаретом в мире. Лестница, ведущая на вершину минарета, сделана из 128 раннехристианских надгробных плит.

Огромный внутренний двор — центр всего архитектурного сооружения. Со всех четырех сторон он окаймлен двойным рядом колонн, благодаря чему он кажется обширным залом, а ярко-голубое небо — куполом. В центре вымощенного белым мрамором внутреннего двора расположен колодец, а под его плитами имеется резервуар, устроенный на случай вражеской осады. Колонны, окружающие двор, были свезены сюда из разрушенных храмов античных городов Карфагена, Кирены и Утики.

Интерьер молитвенного зала богато украшен. Замечательным памятником декоративного искусства является изготовленный из платанового дерева минбар, датированный 863 годом. Он украшен резными панелями, узор которых свидетельствует о творческой фантазии и высоком мастерстве создавших его художников. Резной орнамент минбара гармонирует с пышным убранством михраба. Арка михраба и стена вокруг нее покрыты инкрустацией из ромбовидных изразцов с росписью, по-видимому, привезенных из Багдада во время ремонта мечети в 863 году. Михраб отделан также плитками мрамора с резьбой с использованием стилизованных растительных мотивов.

Мечеть Сиди-Укба — одна из немногих исламских святынь, в которые разрешен доступ немусульманам. Известный французский романист Ги де Мопассан, посетивший Кайруан в 1889 году, был очарован красотой мечети. Он писал: «Только три религиозных сооружения в мире вызвали у меня эмоции, подобные тем, что пробудил во мне этот удивительный варварский памятник: аббатство Мон-Сен-Мишель, собор Сан-Марко в Венеции и Палатинская часовня в Палермо... Кочевники, едва способные возводить стены, придя в страну, покрытую поднимающимися тут и там величественными руинами, оставленными их предшественниками, возвели рядом с ними обитель для своего Бога, ни на что не похожую, отвечавшую их собственным представлениям о красоте, сооруженную из фрагментов построек разрушенных городов, но столь же совершенную, как творения самых великих зодчих».


Поделиться:

Реклама