Материя - это...

(от лат. materia - материал, вещество; греч. аналог - лес, деревья, строительное сырье) - 1) в субстанциальном аспекте - то беспредельное (или чистая возможность), из чего возникают и становятся любые определенности, вещи и качества; первичный хаос, бесформенный и безвидный; материнское начало мира; 2) в субстратном плане - а) либо предельно пластичное и элементарное строительное сырье, условно-наглядно сравнимое с глиной, "первокирпичом", прахом, илом, водой, лесом, стихиями и т. п., б) либо относительно элементарная и протяженная часть того или иного уровня мироздания (элементарные частицы, атомы, молекулы, белковые тела и пр.); 3) в феноменальном смысле - совокупность оформленных и пространственно ограниченных объектов, твердость, упругость, непроницаемость и сопротивляемость которых внешним воздействиям обнаруживается органами чувств субъекта и запечатлевается в восприятиях; объективная реальность, независимая от человеческого сознания и данная человеку в его внешних ощущениях; 4) в восточно-мистическом смысле - майя, источник иллюзии, видимости, средство маскировки абсолюта (Брахмана) от людей и иных существ. Среди философов разных школ и направлений не достигнуто единогласия в трактовке понятия М., вопрос о существе материальной грани действительности всегда остается актуальной проблемой. Материалисты возводят М. в абсолют и обычно приписывают ей атрибуты несотворимости, неуничтожимости, вездесущности, неисчерпаемости, бесконечной протяженности и вечной длительности; М. определяется ими как единственная субстанция (первооснова) и всеобщий субстрат; спонтанным проявлением этого абсолюта теоретически объясняется единство мира, закономерность и многообразие вещей и духовных состояний. Марксистско-ленинский материализм воздерживается от видения М. как неизменной сущности, "первоматерии", и разъясняет понятие материальной субстанции как: а) основу духовных явлений, не тождественную субъективным состояниям человека, его сознанию; б) общее в различных изменяющихся явлениях и процессах в мире, всеобщий субстрат взаимодействий; в) не сводит понятие М. как объективной реальности к конкретным естественнонаучным представлениям о ее структуре, чтобы объять понятием "материальное единство мира" все известные и пока не известные науке формы объективного существования, могущие быть объектом внешнего восприятия человека. В системах объективного идеализма М. понимается либо как физический мир, сотворенный нематериальной субстанцией (Богом, Абсолютным Духом, небесным миром идей) из ничего и извне; либо как эманация (истечение) идеального первоначала, бесплотного и имманентного миру, и откровение (овеществление) его в формах своего протяженного и воспринимаемого существами инобытия. Сквозь призму субъективного идеализма М. описывается как внешняя проекция (онтологизация) комплекса человеческих ощущений, сводится к свойству воспринимаемости и лишается статуса объективной реальности. Философский дуализм объясняет наличное бытие как продукт взаимопроникновения или взаимодополнения двух независимых субстанций - М. и непротяженного начала (духа, энергии, энтелехии, формы, сознания). В истории европейского материализма выделяют три основные стадии формирования понятия М., которые условно можно назвать периодами господства "вещественной", "энергетической" и "информационной" моделей. Философы Древней Греции стремились отыскать некое бесконечное, вездесущее и вечное первоначало, которое бы имело характер бескачественного вещества (праматерию), и попеременно предлагали на эту роль абстрактно толкуемые воду (Фалес), огонь (Гераклит), воздух (Анаксимен), апейрон (Анаксимандр), атомы (Демокрит) и иные стихии. Постепенно сложилось обобщенное представление о М. как всеобщем строительном сырье, неизменном субстрате всех текучих вещей. Вторая стадия - смещение теоретического акцента на М. как сверхчувственный носитель (субстанцию, сущность) всех свойств и отношений. Эта субстанция имела характер не столько сверхпластичного вещества, сколько неисчерпаемой энергии, активности. В материалистическом пантеизме Дж. Бруно М. наделена свойством самодвижения. В новое времяонтология М. как средоточие всех изменений становилась все менее наглядной в эмпирическом смысле, превращалась в математическую точку приложения векторов сил притяжения, отталкивания, ускорения и т. д. Р. Декарт отождествил М. с протяжением и противопоставил ей неметрическую душу. С развитием механики в материализме XVII - XVIII вв. оказались совмещенными обе модели М.: М. понимается как протяженное вещество (и телесность) вкупе с его динамическими свойствами. Предпосылкой "информационного" понимания М. была попытка П. Гольбаха гносеологически определить М. через противопоставление ее сознанию человека, т. е. понять ее как объективную реальность, независимую от человеческого сознания, но постигаемую субъектом. В. И. Ленин развернул эту дефиницию в определение М. как такой объективной реальности, которая, будучи независимой от человека и его сознания, производит в нас ощущения, субъективные образы, копии окружающего мира. Согласно марксистско-ленинской теории отражения, М. наделена свойством отражения, и это свойство, развиваясь и усложняясь, на уровне социальной формы движения превращается в способность человека воспроизводить объективную реальность в форме субъективных образов сознания; М. информирует человека о себе и самопознает себя через человека; информация является содержаниемпроцесса взаимоотражения вещей и человеческого познания. Аргументация материалистами идеи производности духовного от материального усиливалась по мере движения от модели М. как первовещества к информационной модели М. Вместе с тем из материалистического монизма логически невыводимо внепространственное бытие духовных явлений и сверхчувственных реальностей (сущностей, возможностей, законов природы, системных свойств и т. д.), равно как из духовной субстанции не удается понятно вывести разряды материальных явлений и процессов. Диалектика Аристотеля предоставляет в этом отношении больше возможностей, демонстрируя взаимопроникновение М. ("хюле") и формы ("морфе"), хотя тоже не до конца последовательна, возвышая над миром божественный и нематериальный перводвигатель Согласно Аристотелю, М. - это всеобщая возможность предметного многообразия, а действительность вещественного многообразия, его стимул и цель - это форма, активное начало. Первоматерия, или чистая возможность, становится стороной (моментом, гранью) действительных событий, вещей и процессов, когда она оформляется, подобно тому как скульптор производит из глыбы мрамора статую. Первоматерия - беспредельное и безграничное сущее, лишенное эйдоса. Под воздействием формообразующего принципа (энтелехии) она становится "второй материей", т. е. уникальным единством вещества и формы, индивидуальным бытием. Сформулированный Аристотелем дуализм М. как пассивного, страдательного начала и духа как начала активности, творчества надолго определил решение проблемы М. в последующих классических системах философии. Метафизический материализм подчас склонялся к допущениям о начале и конце движения М. (теории "тепловой смерти Вселенной" и "первотолчка"). Диалектический материализм К. Маркса, Ф. Энгельса и В. И. Ленина предполагает неуничтожимость движения М., ее саморазвитие, превращение одних состояний в другие, пространство и время рассматриваются в нем как всеобщие формы бытия М Современной науке известны следующие типы материальных систем и соответствующие им структурные уровни М.: элементарные частицы и поля, атомы, молекулы, макроскопические тела различных размеров, геологические системы, планеты, звезды, внутригалактические системы, Галактика, системы галактик; особые типы материальных систем - живая М. (совокупность организмов, способных к самовоспроизводству) и социально-организованная М. (общество). Д. В. Пивоваров


Определения, значения слова в других словарях:

Философский словарь
Философский смыслтермина: Материя, первоначало (Цицерон); предмет, тема, сюжет (Цицерон, Гораций); причина (Тит Ливий, Цицерон).
Философский словарь
(лат. materia - вещество) - философская категория, которая в материалистической традиции (см. Материализм) обозначает субстанцию, обладающую статусом первоначала (объективной реальностью) по отношению к сознанию (субъективной реальности). Данноепонятие включает в себя два...
Философский словарь
Материальныйпредмет, как это известно эмпирически, является не единичной существующей вещью, а системой существующих вещей. Когда несколько человек одновременно видят один и тот же стол, все они видят его по-разному; таким образом, "этот" стол, который, как предполагается, все...
Философский словарь
- в самом общем виде это "бытие, которое само не понимает бытия" (Й.Ратцингер). У Аристотеля: то, что способно обретать форму, возможность бытия. У Плотина: предел распада всякого бытия, его полного "распыления" до состояния, не поддающегося никакому положительному описанию или...
Философский словарь
материальное начало, материальная причина (materia, causa materialis) - то, из чего состоит и из чего происходит данный предмет. Когда вопрос: из чего? ставится в общем и безусловном виде, в применении ко всему существующему, возникает философское учение о материи,...
Философский словарь
- нечто заполняющее пространство (Вселенную). обладает свойствами позволяющими состоящим из нее вещам двигаться, сжиматься и растягиваться, не исключено, что это происходит и под действием времени (правда это предположение совсем уж фантастично и не проясняет механизма такого...
Философский словарь
субстанция, для которой характерны протяженность, делимость, вес и восприимчивость к формам любого вида. Именно в этом смыслеАристотель определял материю как «потенциальную» реальность. Проблема природы материи – это проблема науки (в частности, физики), а фундаментальной...
Философский словарь
- объективная реальность, данная в ощущениях и реально существующая вне и независимо от человека.
Философский словарь
( от лат. materia - материал, вещество) в философии диалектического материализма - объективная реальность, существующая независимо от человеческого сознания. - это субстанция (основа) всех вещей и явлений в мире.
Философский словарь
(от лат. materia) - объективная реальность, субстанция, основа всех реально существующих в мире свойств (функций), связей и форм движения, объектов и их систем; первооснова и неотъемлемый атрибут - движение; всеобщие формы бытия, условие ее существования - движение ее...

Поделиться:

Реклама